РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Индивидуальный подход учителя в процессе обучения физической культуре

Индивидуальный подход учителя в процессе обучения физической культуре

Автор: Мартынюк Петр Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Место работы: МБОУ «Школа – лицей» №3 им. А.С. Макаренко

Индивидуальный подход учителя в процессе обучения имеет немаловажное значение в воспитании интереса и потребности к знаниям физической культуры и спорта, интереса к здоровому образу жизни. Он имеет также важное значение для профилактики асоциального поведения учащихся.

Опираясь на свой опыт работы, в различных школах с разными учениками я убедился в том, как важен индивидуальный подход к детям. Между учителем и учениками должно быть взаимопонимание; тогда процесс обучения идет намного продуктивнее. Поэтому на каждом уроке я стараюсь не обойти вниманием ни одного ребенка: кого-то нужно вовлечь в коллективную игру, кого-то успокоить, с кем-то поработать над техникой выполнения задания и т.п. Это сложно, но очень важно. Работая в одной из школ, я столкнулся с тем, что некоторые дети не посещают уроки. Я стал беседовать с учащимися. Причины оказались разные: неблагополучная семья, конфликтные ситуации с ровесниками или учителями; сложное материальное положение в семье (когда внуков воспитывала бабушка и не имела возможности купить девочке или мальчику форму). Дети в таких случаях замыкаются в себе или наоборот, становятся очень раздражительными. Можно равнодушно пройти мимо, но ведь это наши дети и они нуждаются в нашей помощи.

Некоторые проблемы мне удалось решить. Для того чтобы росла заинтересованность к урокам, я стараюсь использовать элементы соревнования. Постепенно повышается посещаемость уроков физической культуры. Затем начинаем работать над успеваемостью по предмету. Считаю, что для этого необходимы четкая организация урока и атмосфера доброжелательности, вера в силы и успех каждого ребенка. Главное, создать соответствующую среду на уроках физкультуры. Для меня очень важно видеть с каким настроением дети идут на уроки физкультуры.

Обучение должно нести творческий характер и тогда каждый ученик будет вовлечен в этот процесс. На уроках нужно сочетать методики оздоровления и воспитания, что позволяет добиться быстрой адаптации учащихся к любым условиям. Смена видов деятельности, чередования активной работы и расслабления необходимы, чтобы избежать переутомления у детей. Когда я понимаю, что ученики пришли на урок физкультуры после сложной контрольной работы, я даю им веселую игру, чтобы снять напряжение. В этом случае подходят подвижные игры: «Снайпер!», «Удочка!», «Мяч капитану!» и другие.

«Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, - говорил Василий Александрович Сухомлинский, - так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника».

При освоении нового материала, не забываю похвалить учащихся за старание, дать дополнительные задания тем, у кого что-то не получается. При выполнении учащимися определенного задания, стараюсь быстро, предварительно всех оценить, чтобы дополнительно поработать с теми, кто допускает ошибки.

На моих уроках достаточная моторная плотность и должная дисциплина и в тоже время, они проходят на высоком эмоциональном уровне. Поэтому, чтобы не происходило переутомления учащихся, пользуюсь методами рассеянной нагрузки. Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки, учащиеся умеют самостоятельно измерять частоту пульса (в течение 10 секунд по сигналу преподавателя).

На протяжении многих лет я наблюдаю за развитием детей и думаю, что сейчас настала острая необходимость в пропаганде здорового образа жизни. Физически, наши дети не готовы переносить большие нагрузки на уроках физкультуры (даже соответствующие их возрасту). Причина проста: дети малоподвижны и ослаблены.

На уроках физкультуры сложно дать адекватную нагрузку, не применяя индивидуальный подход. Приведу один из примеров. В прошлом году в 6-м классе заметил девочку с округлой спиной. Девочка была ослаблена, раздражительна. После урока побеседовал с ней о важности правильной осанки и хорошего настроения. Научил, как правильно контролировать осанку. Составил комплекс упражнений для мышц спины, побеседовал с родителями. Решили вместе её контролировать. Через полгода был положительный результат.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие.

Для того чтобы привлечь учащихся к занятиям физической культуры, предлагаю им подготовить рефераты на различные темы о спорте. Мои ученики подготовили рефераты о баскетболе, об истории развития волейбола в России, о русских народных играх и т.п. Это действительно увлекает детей, они с интересом знакомятся с историей каждого вида спорта, с чемпионами мира и олимпийских игр. Очень гордятся, когда чемпионами становятся спортсмены Крыма.

С помощью спортивных и подвижных игр заинтересовываю тех учащихся, которые не проявляют особого интереса к физкультуре и спорту. Постепенно, увлекаясь подвижными играми, эстафетами, дети начинают с удовольствием посещать уроки физкультуры.

С ослабленными детьми приходится немного сложнее. Они чувствуют, что отстают от сверстников, замкнуты, пассивны. К таким учащимся особенно важен индивидуальный подход. Провожу с ними беседы наедине, беседую с родителями, составляю специальные комплексы упражнений, даю индивидуальные домашние задания. Это процесс длительный, но он дает положительные результаты. Дети очень сильно отличаются в физическом развитии, поэтому, особенно в младших классах провожу беседы о дружбе, о взаимовыручке и о том, что нужно поддерживать более слабых. Это становится нормой поведения для них. В таких дружных классах посещаемость уроков физкультуры стопроцентная. Учащиеся не боятся идти на урок физкультуры, потому что чувствуют себя комфортно и уверенно.

На первых теоретических уроках не только провожу инструктаж по технике безопасности и ознакамливаю с целями и задачами, но и рассказываю о значении УГГ и закаливания, правильного питания, подвижных игр на открытом воздухе и т.п. Это так называемые уроки здоровья, целью которых являются основы знаний о здоровом образе жизни, умение жить в согласии с собой, с другими людьми, с окружающим миром.

Я сам веду здоровый образ жизни и всячески пропагандирую ЗОЖ среди своих родных, знакомых, школьников и учителей. Считаю, что это одна из важнейших задач современного общества.

Только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка позволит создать условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Советую и учителям и родителям помнить: наши дети – это наше отражение. Поэтому нам с вами надо быть свободными и творческими личностями.

И еще, необходимо уважать выбор и интересы каждого ребенка, помнить, что каждый из них нуждается в любви, признании и одобрении.

Список использованных источников

  1. Макаров С. П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. № 4, с.18-19, 1994.
  2. Одарённые дети, под ред. Г. В. Бурменской. М., 1991.
  3. Степаненков Н. К. Педагогика. М., 2001.
  4. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.
  5. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.
  6. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: Знание, 1986.
Мартынюк Петр Алексеевич16.02.2016 8050 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar