РАЗРАБОТКИ
|
Трудности адаптации молодого учителя математики и пути их преодоления![]() Автор: Оганян Кристина Гариковна Вопросы профессионально-личностного развития учителя еще недостаточно разработаны в теории и практике педагогического образования. Потребность общества в педагоге-профессионале находится в явном противоречии со сложившейся массово-репродуктивной системой подготовки учителя. Возникает противоречие между объективной необходимостью быстрой безболезненной адаптации молодого учителя к профессии и его неготовностью к ней. Полное отсутствие теории профессиональной адаптации, многочисленные и разносторонние потребности современной вузовской практики, необходимость обобщения передового опыта, систематизации адаптационно значимого компонента обусловили ее актуальность и выбор темы исследования: «Трудности адаптации молодого учителя математики и пути их преодоления», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы и оптимально благоприятные условия профессиональной адаптации начинающего учителя математики. Выделяют два вида адаптации: социальную и профессиональную. Доминирующим ядром является профессиональная адаптация, которую можно рассматривать как сложный многогранный процесс овладения учителем профессией, приспособление к ее требованиям, формирование гибкой социально-профессиональной позиции в системе формальных и неформальных отношений в образовательной организации, достижение учителем необходимого уровня профессионального развития, рассматриваемого как необходимая степень готовности к решению профессиональных задач и выполнению социальных действий. Социальная адаптация – процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение и преобразование среды в соответствие с новыми условиями и целями деятельности. Результатом профессиональной адаптации педагога является: овладение им устойчивыми формами профессиональной деятельности; достижение надлежащего уровня профессионального успеха, активности, творчества; раскрытие профессионального потенциала личности; приспособление к условиям функционирования образовательного учреждения; усвоение стратегий и способов адекватных профессиональных взаимодействий; обеспечение эмоциональной стабильности; достижение согласованности организационных, групповых и личных целей, интересов; развитие способности решать проблемы, связанные с усвоением ролевых нормативно-профессиональных требований и ценностей, и т.п. Сопоставление показало, что длительность процесса адаптации у будущих и начинающих педагогов разная. Она носит четко выраженный индивидуально – личностный характер. Исследование последнего утверждения позволило убедиться в том, что умение быстро и эффективно адаптироваться к обучению или работе в школе лежит в специфичной психологической плоскости и может быть отнесено к адаптационной способности: Адаптационные факторы личности (А) и среды (Б). № А
№ Б
Адаптационные затруднения, сопровождающие профессиональную деятельность будущего учителя. Подготовка к преодолению предстоящих трудностей адаптационного процесса начинается в стенах ВУЗа. Анализ показал, что студенты при разработке урока испытывают затруднения, которые связаны с: отбором выбора материала; постановкой цели урока; удержанием общей дисциплины; контролем знаний и умений и др. аспекты. Трудности среднего значения вызывают: запоминание преподаваемого материала; изучение дисциплин, прямо не относящих к учительской профессии; оценивание общей дисциплины на уроке. Наименьшие затруднения вызывают: быстрота взаимопонимания с учащимися; отбор дидактического материала к уроку; учет планируемого времени на уроке. Ключевыми компонентами адаптационных затруднений являются: педагогический аспект (адаптация как принятие школьных ценностей) и психологический аспект (адаптация как высокий социально-психологический статус личности других в педагогическом коллективе). В первый входят:
Ко второму относятся:
Анализ теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы дают основания сделать следующие краткие выводы:
23.03.2016 934 0 Последние новости
Стал известен минимальный балл по обязательным ЕГЭ для получения золотой медали В Министерстве образования составят новый перечень школьных учебников Министр образования назвала критику нового стандарта образования визгом и криком Почти 60% российских учителей недовольны своей зарплатой Министерство образования просит учителей рассказывать школьникам о перспективных профессиях В помощь учителю
![]() Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и благодарность каждому участнику! Лучшие статьи
ВПР по истории и особенности подготовки учеников 5 классов Представление практик, повышающих эффективность подготовки учащихся к ЕГЭ по математике Родителям
Влияние игры на свирели на развитие младших школьников Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий |
© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru
Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.