РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности высокомотивированных обучающихся посредством технологии сетевого партнерства

Вихирева Светлана Владимировна

Одним из результативных подходов к решению педагогических задач является организация сетевого взаимодействия на различных уровнях образовательной деятельности.

Сетевое взаимодействие обеспечивает:

  • неограниченный доступ каждого участника проекта к общему банку информации;
  • рациональное распределение ресурсов при достижении общих целей деятельности;
  • выбор вариативности при решении общих задач с опорой на инициативу и творческий подход каждого конкретного участника;
  • осуществление непосредственного контакта участников друг с другом.

Модели взаимодействия отражены в общей схеме технологии сотрудничества.

  1. Модель «учитель – ученик». Учитель организует сетевое взаимодействие с одним или несколькими учениками, которое не предполагает взаимодействия учеников друг с другом.
  2. Модель «ученик – ученик». Учитель организует сетевую деятельность нескольких учеников, предполагающую их взаимодействие друг с другом. Примеров такого типа взаимодействия в литературе очень мало, так как это требует максимальных временных затрат. Подразумевается организационная, коррекционная и контролирующая роль учителя. Самоорганизованное общение детей в социальных сетях носит стихийный характер и не решает учебных задач. Использование в образовательных целях существующей потребности школьников в сетевом взаимодействии, имеющихся у них навыков сетевого общения на сегодняшнем этапе развития ИК-технологий может быть рациональным и продуктивным.
  3. Модель «учитель – учитель». Эта модель является наиболее распространенной в учительской среде. Педагоги продуктивно взаимодействуют друг с другом, используя различные сетевые средства. Дистанционные курсы, вебинары, педагогические форумы и образовательные сайты стали популярны и уже никого не пугают.

Сетевое взаимодействие, являясь колоссальным информационно-коммуникационном ресурсным пространством, содействует развитию личностного самоопределения учащихся на основе адекватной самооценки своих возможностей и способностей, успешности социальной адаптации и личностной самореализации субъектов образовательного процесса.

Интернет-обучение, являясь доступной формой организации учебной и внеурочной деятельности, в настоящее время не является достаточно популярным. Беспроигрышным вариантом эффективной организации сетевого взаимодействия может стать проектная деятельность, одним из условий которой является совместная коллективная работа по достижению общего результата, в ходе которой каждый участник, являясь членом команды, вносит свой вклад в общую работу, взаимодействует при этом с другими.

В январе-марте 2016 года был реализован межрегиональный экологический проект «Вместе мы – сила!». Проект был запущен при поддержке Московского Дома общественных организаций и образовательного сайта со статусом СМИ «Учительский портал».

Цели проекта: популяризация любви к природе и заботы о ней через организацию интернет-сотрудничества учащихся разных школ.

Задачи проекта:

  • стимулирование инициативы и творчества учащихся;
  • привлечение внимания детей к заботе о природе и к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и биологического разнообразия;
  • обеспечение школьников знаниями, необходимыми для сохранения экологического баланса;
  • организация интеллектуального общения детей из разных мест проживания через совместную исследовательскую и творческую работу в области экологии;
  • привлечение внимания к проблемам окружающей среды посредством развития системы социального партнерства при помощи расширения деловых контактов и форм сотрудничества средних общеобразовательных учебных заведений с представителями высшей школы, а также вовлечения в профилактическую работу родителей и общественности.

Организацией сетевого взаимодействия в рамках проекта, комплектованием межшкольных команд и подготовкой конкурсных заданий занимались:

  • Детское экологическое движение «Радуга» города Москвы, координатор - Почетный работник образования города Москвы Феоктистова Т.И;
  • учитель химии и биологии Вихирева Светлана Владимировна, МБОУ СШ №48 им. Героя России Д.С. Кожемякина города Ульяновска;
  • учитель химии и биологии Лемешкина Ирина Евгеньевна, МКОУ Лемешкинская СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области;
  • учитель биологии Зотова Светлана Анатольевна, ГБОУ школа №2051 ЮВАО города Москвы.

Участниками проекта стали учащиеся 8-9 классов МБОУ СШ №48 им. Героя России Д.С. Кожемякина города Ульяновска, МКОУ Лемешкинской СОШ Руднянского муниципального района Волгоградской области и ГБОУ школы №2051 ЮВАО города Москвы. Внутри каждой школы были сформированы команды «Био» и «Эко», входящие в состав межшкольных сборных команд.

Данные участников находятся в свободном доступе на сайте проекта.

Работу команд оценивало и комментировало межрегиональное жюри. Взаимодействие организаторов с членами жюри осуществлялось также посредством Интернет-технологий. Оценивалось прохождение участниками каждого этапа состязаний. Итоги отражались в сводной таблице.

Сегодня каждый учитель может воспользоваться огромным количеством сервисов для организации учебно-воспитательного процесса с использованием информационных технологий. При организации работы проекта мы остановили свой выбор на самой популярной среди молодежи социальной сети «ВКонтакте».

В проекте были задействованы все три модели возможного межсубъектного взаимодействия. Форма организации носила соревновательный характер. Каждый этап освещался и все работы размещались в группе «Вместе мы – сила» социальной сети «ВКонтакте» http://vk.com/club67087117 и на сайте Детского экологического движения «Радуга» http://raduga498.moy.su/.

Работа в проекте строилась следующим образом:

  1. Создание визитных карточек команд и утверждение рабочих групп. Данный вид работы не оценивался жюри, так как имел своей целью – создать наиболее полное представление о каждом участнике проекта и помочь в выборе партнеров. Результат подготовительного этапа – комплектование рабочих групп – «троек», в которую входило по одному учащемуся от каждой школы.
  2. Теоретический этап. На этом этапе каждой команде предлагалось по три вопроса эколого-биологической направленности. Отдельный член команды в составе своей рабочей «тройки» отвечал только на свой вопрос, капитан координировал действие каждого, компоновал и оформлял в едином стиле общую работу. Продолжительность теоретического тура – 7 дней.
  3. Исследовательский этап. В этом туре задания командам несколько отличались друг от друга, но не принципиально. Тема исследования «Экологические проблемы содержания домашних животных», команде «Эко» предложено рассмотреть проблемы содержания кошек, команде «Био» - собак. На выполнение исследования отводилось 14 календарных дней.
  4. Творческий этап. Каждой команде нужно было создать три видеоролика в форме экологической социальной рекламы, объединенные общей темой «Экономия и вторичное использование материалов». Команде «Био» в качестве объекта взять бумагу, «Эко» - пластик. Команды выполняли задание в течение двух недель.

Проект завершен. Цели, определенные организаторами, достигнуты, задачи решены.

Успешность межшкольного командного конкурсного взаимодействия отражена в отзывах школьников-участников проекта.

Отзыв Сосниной Анастасии, команда «Эко»: «В нашем проекте я научилась работать в коллективе, проводить опросы и анализировать результаты. Понравилось участвовать в таком проекте, так как он поднимает очень важные экологические вопросы. Хотелось бы сказать спасибо нашим партнёрам и, конечно, организаторам, которые подарили возможность научиться работать в команде, взглянуть на проблемы экологии с другой стороны, найти новых друзей. Я очень рада, что мне удалось поучаствовать в таком интересном проекте. Надеюсь, что на этом проекте мы с вами ещё встретимся!»

Отзыв Гурбанова Ильнура, капитан команды «Био»: «Я участник проекта "Вместе мы-сила" и хочу поделиться своим мнением. Однозначно благодаря этому проекту я, и, думаю, все остальные многому научились, многое узнали! Я научился делать диаграммы (которые я делал впервые), использовал их в исследовательской работе «Экологические проблемы содержания домашних животных (собак)». Ещё я научился видеомонтажу, хоть и не на высоком уровне, но я доволен тем, что теперь умею! Мы со своей тройкой делали видео о том, как использовать бумагу в быту, школе и офисе. Больше всего мне понравилось, что мы выполняли одно задание вместе и все мы были из разных городов, это очень необычно и интересно! Конечно, мы общались, обсуждали, были и маленькие разногласия по поводу вопросов, но это мелочи! Капитаны троек контролировали каждый этап работы и помогали чем-либо, это тоже очень хорошо! Кого-то выделять мне бы не хотелось, я считаю, что в нашей тройке работали все и по возможности старались находить материал. Думаю, что к концу проекта мы более дружно стали общаться, и, может быть, наше общение не прекратится. Я бы хотел сказать спасибо организаторам за столь интересный и необычный проект, и, конечно же, моей тройке команды «Био»!!!!»

Работа, организованная в сетевом пространстве, доказала свою состоятельность, являясь действенным методом при формировании универсальных учебных действий.

Коммуникативные:

  • планирование внутрикомандного сотрудничества, согласование своих действия с партнерами, принятие компромиссных решений.

Личностные:

  • личная ответственность каждого члена команды за выполнение своей части задания; освоение новых видов деятельности.

Регулятивные:

  • умение ставить цель, определять задачу, соотносить поставленную цель и условия ее достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

Познавательные:

  • добывать, перерабатывать и представлять информацию;
  • оформлять результаты исследования и представлять их.

Реализация всестороннего виртуального партнерства выступает гарантом в достижении общеучебных целей, обеспечивая доступность, открытость и вариативность. Способствует не только повышению профессиональной компетентности учителя в применении современных ИК-технологий, но и формированию познавательной компетентности учащихся, используя их интерес к современным компьютерным технологиям.

Используемые источники

  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995.
  2. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике/Педагогика в современном мире// Сборник статей всероссийской научной конференции. – Санкт-Петербург: Издательство «Лема», 2011.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991.
  4. Прокопишина Н.А. Технология сотрудничества как педагогическая стратегия активного обучения: Метод. пособие по личностно-ориентированной технологии активизации учебной деятельности студ. (для преподавателей и студ. очной и заочной форм обучения).- Новочеркасск, 2005.
Вихирева Светлана Владимировна10.08.2016 3210 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar