РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование кейс-технологии на уроках географии

Медведева Зоя Григорьевна

Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное его предназначение — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Образование, на современном этапе развития общества призвано формировать личность, активную по отношению к миру, владеющую технологиями бесконфликтного общения с различными субъектами социального взаимодействия, навыками сотрудничества, умениями анализировать различные жизненные ситуации. Одним из способов оптимизации социального взаимодействия является Кейс – метод.

Кейс-метод позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, активизировать аналитическую и рефлексивную деятельность обучающихся, способствует развитию исследовательских и проектировочных умений, развивает коммуникативные способности, умение работать в команде, применять на практике теоретический материал, а это не что иное, как компетентностный системно-деятельностный подход к построению учебного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, и занимает активную позицию в образовательном процессе, а учитель становится консультантом или наставником.

Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации. Например: Урок по теме " Агропромышленный комплекс России."

Кейс. Агропромышленный комплекс России.

Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием.

Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.

Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д.

Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей.

В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1.

Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах.

Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.

Вопросы к кейсу.

  1. Сформулируйте проблему.
  2. Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты "Животноводство” и "Растениеводство”)
  3. Как сократить потери продукции при уборке и хранении?
  4. Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
  5. Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
  6. Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни россиян?
  7. Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?

Работа учащихся над кейсом включает следующие этапы: критическое осмысление информации, выявление проблемы для решения; анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы; поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий.

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Эту цель с успехом решает технология модерации.

Технология модерации предполагает определённые этапы - фазы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы:

  • инициация (начало урока). Эта фаза знакомства учитель-ученик-предмет. При знакомстве учитель проводит мини - презентацию изучаемого предмета, в целях активизации учеников к познавательной деятельности.
  • вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача для учителя - заинтересовать ученика к изучению данной темы;
  • формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); На данной фазе урока учитель рассказывает ученикам, какие виды работ может ученик выбрать при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний учитель применяет на определенном этапе, что в итоге ученик может заработать по окончанию работы;
  • интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Форма передачи информации ученикам различная - это может быть и обычная лекция, интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры, самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, где учитель выступает в роли консультанта;
  • проработка содержания темы (групповая работа обучающихся), предложенная информация в виде кейса обсуждается учениками в малых группах и представляется на суд всего класса в виде творческого продукта, где обозначены причины и пути решения предложенной проблемы;
  • подведение итогов (рефлексия, оценка урока) После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы каждого ученика, группы и класса в целом.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании Кейс-метода обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся, я формирую малые группы, в которых в дальнейшем происходит основная работа. В каждой группе выбирается модератор, который является организатором групповой работы, он поддерживает группу, организуя разумное, целенаправленное поведение в ней.

Его задача: содействовать, координировать, направлять, поддерживать, сопровождать командную, групповую работу.

Каждая группа работает с кейсом в следующей последовательности:

а) обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;
б) обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
в) работа над проблемой (дискуссия);
г) выработка решений проблемы;
д) дискуссия для принятия окончательных решений;
е) подготовка доклада;
ж) аргументированный краткий доклад, который делает модератор.

Составляя кейс, следует помнить, что хороший кейс:

  • фокусируется на теме, вызывающей интерес
  • не выходит за пределы последних 5 лет
  • может вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами
  • включает цитаты из источников
  • содержит проблемы, понятные ученику
  • требует высокой оценки уже принятых решений
  • требует решения проблем
  • прививает профессиональные навыки

Наиболее распространёнными методами кейс – технологии является ситуационный анализ и его разновидности, которые применяю на своих уроках:

  1. анализ конкретных ситуаций
  2. ситуационные задачи и упражнения
  3. кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций.

Использование метода ситуационного анализа переносит акцент с овладения готовым знанием на выработку определённых навыков, сотворчество учителя и ученика. Его принципиальное отличие от традиционных методик – демократия в процессе обучения знания, когда каждый учащийся по сути дела равноправен с другими школьниками и преподавателями в процессе обсуждения проблемы.

Применяемый на уроках случай выбираю согласно требованиям:

  • случай должен быть приближен к жизни
  • должен содержать проблемы и конфликты
  • должен быть обозреваемым и решаемым
  • должен допускать различные варианты решения.

Самый распространённый метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретной ситуации – это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации.

Несомненным достоинством этого метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учащихся, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

Следующий метод, который использую на уроках – ситуационное упражнение (задача) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

Например, учащимся даю задание выработать свою стратегию решения демографической проблемы в России. При этом предлагаю решения, принятые правительством страны, и они должны либо согласиться с ними, но при этом доказать их правомерность, либо добавить свои решения проблемы. При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме или её решению, чем групповому.

Ситуационные задачи предлагаю также с использованием проблем настоящего и будущего времени, например:

  • перспективы взаимодействия природы и общества (10 класс)
  • выбор региона страны для строительства химического предприятия с учётом определённых факторов и условий (9 класс)
  • составление прогноза изменения положения и размеров материков и океанов через несколько млн. лет (7 класс.)

Другая разновидность метода, который я использую – метод кейс-стади или учебных конкретных ситуаций заключается в том, что ученики, ознакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему. Представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими обучающими.

При использовании данного метода, составляю кейсы с применением научных, публицистических, учебных текстов (материалов газет, журналов, информации из Интернета и др.).
Все выше перечисленное делает уроки географии по Кейс – технологии современными, актуальными, интересными и самое главное позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Именно кейс способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Ссылки на источники.

  1. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов.
  2. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: учебное пособие. Томск, 2007
  3. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг. 1999. №5, №6 Вестник С.-Петербургского университета. 2005- выпуск 2.
  4. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Современные инновационные технологии обучения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  5. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Под ред. Сурмина Ю.П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Медведева Зоя Григорьевна18.11.2016 2890 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля