РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Молодой учитель в современной школе – это…"

Новоженина Надежда Сергеевна

Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Д.С.Лихачев

Путь к профессии может быть разным: случайным или осознанным, трудным или легким, удачным или ошибочным. Для меня этот путь был единственным: сколько себя помню, я всегда мечтала работать с детьми. Поэтому после окончания школы проблемы выбора образовательного учреждения не возникло. Это был педагогический колледж. После его успешного окончания желание работать в школе только усилилось. И вот я – учитель русского языка и литературы!

Вот и первый звонок, первый урок... Испытываешь чувства, которые сложно передать. Это страх, тревога и в то же время счастье, что наконец-то начинают сбываться мечты. Чувствуешь также и большую ответственность за то доверие, которое видишь в глазах детей.

Великий философ Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей [2, 248]. И вот я начала задумываться, каким должен быть настоящий учитель? Конечно же, профессионально владеть своими предметами, грамотно доносить материал до учеников. Но, работая в школе, поняла, что это важно, но для успеха одних знаний мало. Необходимо также уметь общаться с учениками, понимать их, завоевать доверие и обязательно любить детей.

Таким учителем стараюсь быть и я. Именно таким учителем, который умеет видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, что отличает нас всех друг от друга, и понять, что ученик – это человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства и желания, каждый из них неповторим и талантлив. Своевременно разглядеть талант, развить лучшее в детях – вот самое важное для учителя. Мне повезло, мне есть с кого брать пример, ведь в нашей школе работают талантливые педагоги.

В начале моей работы педагогический коллектив встретил меня настороженно, но уже после первого школьного месяца я поняла, что в этом коллективе найду помощь, опору и поддержку. И я не ошиблась! Буквально с первых минут общения, понимаю, что всегда могу обратиться за помощью к этому замечательным людям. С ними мне все по плечу!

И вот незаметно пролетели уже 2 года моей работы. Я очень рада, что с первых дней своей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Сколько волнений и тревог пришлось пережить: как встретят меня дети, понравлюсь ли я им, найду ли поддержку у родителей и учителей, смогу ли заслужить уважение коллег, правильный ли я сделала выбор? Да, я только делаю первые шаги. Уже сейчас эти первые шаги своей учительской профессии считаю удачными. Понимаю, что я нужна детям. Нужна каждый день, каждый час и даже каждую минуту. Приходишь в класс, а тебе сразу рассказывают новости, иногда даже забыв поздороваться, делятся своими успехами и неудачами.

Нужна также родителям, которые надеются, что я помогу их детям добывать самостоятельно знания, дружить, жить в коллективе. В толпе находят тебя знакомые сияющие глаза, бегут навстречу, делятся своими впечатлениями. Разве это не счастье?

Каждый раз, прежде чем войти в класс, думаю, какие слова произнести в чуткой тишине класса, чтобы заставить ребят думать, действовать, достучаться до самого сердца. На всю жизнь запомнила мудрую мысль В.А. Сухомлинского: «Слово – наш единственный, самый тонкий, самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело пользоваться, врачуя сердца наших питомцев». Поэтому, готовясь к урокам, мероприятиям, стараюсь продумать каждую мелочь, каждую фразу, понимаю, что это очень важно.

Именно учитель русского языка и литературы должен привить любовь к прекрасному, научить пользоваться словом (а не только правилами на письме), развить логическое мышление ребенка.

Очень люблю приходить в школу пораньше, когда в ней непривычно, удивительно тихо. Я знаю, что эта тишина ненадолго. Пройдет несколько минут, и всё оживет. Школа загудит, зашумит, зазвенит веселыми ребячьими голосами, затопочет, звонко полетит навстречу учителям разноголосое «здравствуйте». А пока у меня есть эти несколько минут, чтобы сосредоточиться, привести в порядок свои мысли и чувства, еще раз проверить готовность встретиться с детьми, продумать предстоящую работу так, чтобы пробудить у ребят высокий полет мысли, желание узнавать мир, передать им ощущение неповторимости дарованной им жизни, заразить любовью к своему предмету.

Каждый ученик – это целый мир, мир загадочный и неповторимый, и поэтому очень ценный. Главное для меня – уметь уважать право каждого ученика быть самим собой, быть непохожим на других, иметь свой характер, свои мысли.

Вспоминаю слова Германа Крупина: «Какое счастье быть полезным людям, Учить Его Величество - Народ!». Учитель – это не просто призвание, это – почетная миссия. И с этими ценными словами я согласна.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? И отвечаю: Да, у меня есть любимая работа. Работа? … Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. Да, я всего лишь третий год работаю в школе, а уже не представляю себя вне ее стен. За это время, что я проработала, были и бессонные ночи, и минуты боли и обид, но и добрые, согревающие душу моменты.

Часто спрашивают: «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» Отвечаю: «Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо быть счастливыми». Приходят на ум слова: «Несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика». А ведь это так. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Думаю, слова этого замечательного человека очень важны в моей профессии. Надо видеть в каждом человеке что-то хорошее, доброе, искреннее и обязательно нужно верить в своих учеников, и тогда все получится. Каждый из нас может подарить частичку своего тепла и любви другому.

Я не могу сказать, что все сразу получалось. Бывают такие моменты, когда опускаются руки от осознания того, что не все из моих воспитанников усваивают материал, не все послушны и внимательны. Признаюсь, бывает и эмоциональный сбой от переутомления. Но вот родители меня воспитали так, что не могу я отчаиваться и опускать руки. Я нахожу силы, набираюсь терпения и рвусь вперед. Ведь еще Антуан де Сент-Экзюпери призывал: «Никогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери» . И не случайно взяла в качестве эпиграфа слова Дмитрия Лихачева, ведь действительно, учитель – самая главная профессия. Именно от учителя зависит будущее отдельного ученика и человечества в целом. Для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу.

Что значит школа для меня?
Я всем отвечу однозначно:
«Жизнь школьная – моя судьба…
Моя судьба…и не иначе».

Новоженина Надежда Сергеевна19.11.2016 1250 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar