РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Преемственность в реализации программы здорового образа жизни на ступени дошкольного и начального общего образования в свете требований ФГТ и ФГОС

Учитель первой квалификационной категории
Хайдаршина Эльвира Рифовна

От  того, как будет чувствовать себя ребенок поднимаясь
на первую ступеньку лестницы что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский

Дошкольный и младший школьный возраст-это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Поэтому ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного детства к школьному считается наиболее безболезненным, если будут грамотно реализованы проблемы перехода  преемственности от  дошкольного  к  начальному образованию.

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами в современное время является воспитание здорового поколения. Именно от состояния здоровья зависят успехи ребенка в учебе, его эмоционально – психическое состояние. В детском возрасте закладываются основы здоровья взрослого человека. Почему же в наше время почти нет совершенно здоровых детей? Доказано, что это связано с неправильным образом жизни их родителей, неблагоприятной экологической обстановкой, низкой двигательной активностью учеников, нерациональным питанием, нервно – психическими перегрузками и многими другими причинами.

Проследим,  как непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей в области сохранения здоровья детей.

На дошкольной ступени решаются задачи охраны укрепления здоровья и физического развития ребенка, развития его общих способностей; развития произвольности, познавательной активности, развития коммуникативности и уверенности  в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.

 На ступени начальной школы-задачи физической  культуры ребенка; познавательного  развития и социализации соответствующие возрастным возможностям; освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром.

Мы видим, что цели дошкольного и начального этапов образования не только совпадают, но и дополняют друг друга.

Поэтому перед образовательными учреждениями и ДОУ стоит важная задача – приобщение детей к здоровому образу жизни, тем более, что  одним из направлений работы по новым стандартам является воспитание здоровых, жизнерадостных, подготовленных к преодолению трудностей детей.

Почему эта проблема является очень актуальной?

Младший школьник находится за партой 4-5 уроков, дома 1,5-2 часа выполняет домашнее задание, свободное время дети предпочитают проводить за компьютером. Длительная неподвижность ребенка, пребывание в течение долгого времени в сидячем положении вызывает застой крови в области нижних конечностей, ухудшается кровообращение головного мозга, происходят изменения в опорно-двигательном аппарате.

Показатели состояния здоровья школьников являются важной  проблемой современного общества. Мониторинг показывает, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%,а 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы по состоянию здоровья к обучению в школе. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

Данный вывод стал результатом наблюдений за своим классом, классным руководителем которого стала в 2008 году. В класс пришли 27 первоклассников. Данные, свидетельствующие о состоянии их здоровья, представлены в таблице.

 Показатели

1 класс

начало учебного года

I группа здоровья

10 ч.   35%

II группа здоровья

15 ч.   55%

III группа здоровья

1 ч.   4%

Основная физкультурная группа

25 ч.   93%

Подготовительная группа

1 ч.   4%

Нарушение осанки

1 ч.   4%

Нарушение зрения

2 ч.   8%

 

Из показателей видно, что только 10 ребят имели 1 группу здоровья, т.е. 35% первоклассников были практически здоровы. Результаты работы, которая проводилась  на протяжении 4 лет, направленные  на  создание  условий, позволяющие сохранить, улучшить здоровье учащихся и обеспечить успешность их обучения, представлены во второй таблице.

Показатели

4 класс

начало учебного года

I группа здоровья

15%                   55%       

II группа здоровья

10 ч.                   37%

III группа здоровья

1 ч.                     4%

Основная физкультурная группа

25 ч.                   93%

Подготовительная группа

1 ч.                     4%

Нарушение осанки

-------------------------

Нарушение зрения

2 ч.                     8%

 

Решить эту задачу помогли приемы работы, направленные на здоровьесбережение  детей как в урочное, так и во внеурочное время. Рассмотрим некоторые из них.

Во первых, это соблюдение гигиенических требований: световой режим, проветривание кабинета, ежедневное проведение комплекса физических упражнений. Также наиболее эффективным является упражнение «Ленивые восьмерки», которое позволяет активизировать работу полушарий.

Особое внимание уделяю зрению. Детям даже с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Специалистами доказано, что острота зрения во многом зависит от общего состояния здоровья ребенка. В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления, особенно после работы на близких расстояниях при чтении и письме. Такие упражнения провожу на всех уроках и внеурочных мероприятиях.

Существует немало простых и, не требующих больших усилий, упражнений для глаз: моргание, движение глазами вверх-вниз, из стороны в сторону, вращение. На уроках я также использую специальные физминутки  для снятия напряжения, волнения, коррекции осанки.

Доказано, что совместная работа с родителями играет важную роль в сохранении здоровья детей. Работа над формированием у детей санитарно-гигиенических навыков, объяснение способов элементарного ухода за собой - это лишь некоторые направления сотрудничества по проблеме охраны здоровья учеников.

Выяснить, на каком месте в семьях стоит вопрос сохранения здоровья, что каждый из родителей делает для этого, помогает анкетирование. Приведу пример некоторых вопросов анкеты:

  • Считаете ли вы своего ребенка здоровым?
  • Занимаетесь ли вы вместе с ребенком физкультурой?
  • Занимаетесь ли вы закаливанием?
  • Каким продуктам питания вы отдаете предпочтение?
  • Совершаете ли вы прогулки по вечерам?

Вопросы анкеты заставляют родителей задуматься: все ли они делают для укрепления здоровья своих детей. А ответы помогают мне продумать направления своей дальнейшей работы.

Проведение классных часов, нацеленных на решение проблемы охраны здоровья детей, является неотъемлимой частью внеурочной деятельности. Подготовка к ним детей включают в себя поиск информации о правильном питании, о роли витаминов в жизни, о значении здорового образа жизни.

Таким образом,  важнейшими условиями здоровьесберегающего  обучения являются соблюдение основных санитарно-гигиенических норм и правил организации учебно- воспитательного процесса; организация горячего питания, умение выбирать здоровую пищу, формирование культуры питания; культурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в ходе учебного процесса, а также во внеклассной и внеурочной работе.

Соблюдение этих условий важно как на этапе дошкольного образования, так и обучения в начальной школе.

Только целостная воспитательно - образовательная система, в детском саду и во время обучения ребенка, включающая в себя проведение систематических профилактических занятий и мероприятий по ведению здорового образа жизни, хорошо сбалансированное питание, совместные мероприятия с родителями, сеть разнообразных спортивных секций, умелая организация учебного процесса, работа со школьным психологом поможет решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что обеспечит физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье учащихся в начальной школе.

В заключение приведем слова Жана Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены