РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мониторинг достижений на занятиях по физической культуре для детей с ОВЗ

Четырева Светлана Николаевна

Мониторинг достижений на занятиях по физической культуре для детей с ОВЗ

Актуальность

Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Особенностью преподавания физического развития для воспитанников с ОВЗ, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся.

Работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, поэтому важной особенностью проведения занятий по физическому развитию является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

В нашем Центре инклюзивного образования обучаются следующие категории детей с ОВЗ:

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении группа.

В этой группе целесообразно выделить 3 категории:

  • дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы (дети с поражением головного мозга: детским церебральным параличом, опухолями и травматическими поражениями головного мозга, дети с поражениями проводящих нервных путей: параличи рук, кривошеи и т. п., дети с поражениями спинного мозга);
  • дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм;
  • дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте (со сколиозом, хондродистрофией, артрогриппозом и т. п.).

Дети с нарушением зрения делят на 2 группы:

  • слепые (незрячие) дети - с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением;
  • слабовидящие дети.

Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением.

Тяжелые нарушения зрения оказывают негативное влияние на развитие познавательных процессов (уменьшается количество информации, изменяется ее качество). Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушение точности движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты, существенно осложняется и затрудняется общение, нарушается игровая деятельность.

Дети с нарушением интеллекта:

Нарушение интеллекта - это необратимые нарушения в познавательной деятельности ребенка, которые вызваны поражением головного мозга, его коры. При этом возможны и локальные поражения мозга с нарушением восприятия и памяти, мышления, речи ребенка, проявлением повышенной возбудимости либо, наоборот, инертности.

Дети с нарушением интеллекта не проявляют интереса к предметам, явлениям и событиям, которые их окружают, поскольку не испытывают потребность в познании. Это приводит к тому, что с возрастом их жизненный опыт оказывается крайне бедным, то же самое можно сказать о словарном запасе. Кроме того, от своих сверстников такие дети отличаются ослабленным вниманием и памятью: им сложно (а порой вовсе невозможно) концентрировать свое внимание, тяжело воспроизводить услышанный текст, поскольку многое для них в рассказе непонятно и не связано логическими цепочками.

  • пограничное интеллектуальное развитие
  • парциальная несформированность психических функций
  • задержка психического развития (ЗПР)

Характеристика детей с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.

Опираясь на все вышеперечисленные особенности детей с ОВЗ, мною был разработан мониторинг достижений планируемых результатов, учитывая индивидуальные особенности детей и деференцированный подход для организации коррекционной работы на занятиях.

В связи с этими особенностями, нельзя оценивать детей с ОВЗ по общим требованиям. Мы должны показать достижения и динамику развития каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Так как я являюсь воспитателям физической культуры в детском саду, данный мониторинг рассчитан на детей от 2-х до 11 лет, учитывая их возрастные особенности.

Система мониторинга представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей в разном возрасте, прослеживая динамику развития.

Эффективная организация мониторинга позволяет при минимальных затратах времени и усилий получить достоверную информацию о достижениях и продвижении детей в плане их соответствия некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от этого среднего уровня.

Текущие педагогические наблюдения – это лишь часть комплексной диагностики физической подготовленности. В практике физического воспитания детей широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (нормативы), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей.

Физическое развитие

Основные физические качества

  • сила
  • быстрота
  • ловкость
  • выносливость
  • гибкость

(нормативы)

Регуляторные функции двигательной системы

Координация (согласование различных частей тела)

Координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными—движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога); разноименными —выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот). Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть однонаправленными (например, обе руки подняты вверх), разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону). Движения ног и рук могут быть: одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги); поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая); последовательными — движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая—внизу, она как бы догоняют друг друга). Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; более трудны поочередные движения.

Выполнение различных упражнений:

  • 2 - 3 года – проявляет интерес к различным упражнениям
  • 3 - 4 года – пытается выполнять упражнения по образцу воспитателя
  • 4 - 5 лет – повторяет упражнения за воспитателем
  • 5 - 6 лет – умеет выполнять упражнения под счет, согласовывает движение рук и ног
  • 6 - 7 лет – умеет выполнять упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, по словесной инструкции
  • 1 класс – умеет связать несколько несложных движений, выполняя их под счет
  • 2 класс – проводит зарядку, соблюдая последовательность движений, с помощью учителя
  • 3 класс – умеет проводить зарядку самостоятельно, соблюдая последовательность движений
  • 4 класс – умеет разрабатывать комплекс зарядки и объяснить значимость движений

Использование мяча:

  • 2 - 3 года – умеет брать, держать и катать мяч в заданном направлении
  • 3 – 4 года – умеет бросать и ловить мяч двумя руками
  • 4 – 5 лет – ловит и отбивает мяч об пол не менее 5 раз
  • 5 – 6 лет - ловит и отбивает мяч об пол не менее 10 раз
  • 6 – 7 лет - ловит и отбивает мяч об пол не менее 15 раз
  • 1 класс – умеет перебрасывать мяч др.другу и принимать его разными способами, играет в мяч
  • 2 класс – умеет работать в парах и в команде, использую разные передачи мяча, знаком с элементами волейбола, футбола, баскетбола
  • 3 класс – свободно владеет мячом, организует различные подвижные игры с его использованием
  • 4 класс – умеет организовать игру с мячом, используя правила (волейбол, футбол, баскетбол)

Пространственная ориентировка

Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя. Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй дает наилучшие результаты.

Пространственная ориентировка подразумевает:

  • сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций)
  • умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями.

Ориентировка в пространстве

  • 2 - 3 года – умеет ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга
  • 3 - 4 года – умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега
  • 4 - 5 лет – ориентируется в пространстве, ходит вперед, назад, разбегается врассыпную
  • 5 - 6 лет – умеет строиться в шеренгу, равняться, размыкаться
  • 6 - 7 лет – умеет самостоятельно строиться в шеренгу по одному, в круг, колонну
  • 1 класс – умеет строиться в колонну по одному, по два, перестраиваться из одной в другую
  • 2 класс – умеет выполнять команды - направо, налево, кругом, движения по ходу, противоходу, по диагонали
  • 3 класс – умеет строиться в шахматном порядке, движения по часовой (против часовой) стрелки
  • 4 класс – умеет перестраиваться из колонны по одному в колонну по два, по три, по диагонали противоходом, движение в двух кругах ходом, противоходом

Положения себя относительно предмета

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

  • 2 - 3 года – умеет занимать положение на полу по ориентирам
  • 3 - 4 года – умеет занимать положение с ориентирами, находящимися на полу и стене (цвет, картинка, цифры)
  • 4 - 5 лет – умеет ориентироваться по отношению к предмету (перед, зад, над, под)
  • 5 - 6 лет – умеет устанавливать пространственное отношение между предметами (определять положение предмета по отношению друг к другу, слева, справа, над, перед))
  • 6 - 7 лет – умеет перемещать предметы на заданное расстояние вперед, назад, влево, вправо
  • 1 класс – умеет находить и называть предмет, находящийся в определенном месте по словесной инструкции учителя
  • 2 класс – умеет находить и называть предмет по отношению к другим предметам самостоятельно
  • 3 класс – ориентируется в пространстве, находить правую, левую сторону, с подсказками учителя
  • 4 класс – свободно ориентируется в пространстве, находить правую, левую сторону/

Регуляция дыхания

В первую очередь детей надо обучить технике правильного дыхания, как жизненной важной функции организма. Нарушение функции дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, что приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет правильный обмен веществ в организме.

Для обучения технике правильного дыхания можно применить методику трёхфазного дыхания.

  • 1 фаза «выдох» выполняется через рот, никогда не выполняется до предела.
  • 2 фаза «пауза», должна быть естественно приятной.
  • 3 фаза «вдох» — возврат дыхания, производится автоматически носом, без шума.

Трёхфазное дыхание помогает снимать утомление, т. к. упругий активный выдох очищает лёгкие от избытка углекислоты, а естественный вдох носом позволяет заполнить их количеством воздуха, достаточным для обеспечения организма кислородом.

  • 2 - 3 года – проявляет интерес к игровым дыхательным упражнениям
  • 3 - 4 года –повторяет за воспитателем упражнения на дыхания
  • 4 - 5 лет – выполняет дыхательные упражнения совместно с воспитателем
  • 5 - 6 лет –согласует вдох и выдох по словесной инструкции воспитателя
  • 6 - 7 лет – согласует вдох и выдох самостоятельно
  • 1 класс – выполняет дых. упражнения после физ.нагрузки с напоминанием учителя
  • 2 класс – самостоятельно выполняет дых. упражнения после физ.нагрузки
  • 3 класс – умеет находить и определять пульс, восстанавливать его после физической нагрузки
  • 4 класс – знает о пользе правильного дыхания, самостоятельно контролирует его

Формирование игровых ролей (участие и принятие ролей в игре, умение играть по правилам)

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.

Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

В каждой возрастной группе характер подвижных игр разный:

  • 2 - 3 года – умеет передавать простейшие образные действия некоторых персонажей в игре, вместе с воспитателем (прыгать, как зайка, ходить , как медведь и т.д.)
  • 3 - 4 года – проявляет интерес к играм, выполняет простейшие роли, слушает инструкцию воспитателя
  • 4 - 5 лет – активно включается в игру, распределяет роли с помощью воспитателя
  • 5 - 6 лет – проявляет самостоятельность при выборе игры, умеет играть по правилам
  • 6 - 7 лет – может организовать разнообразные по содержанию подвижные игры, берет на себя разные роли
  • 1 класс – умеет самостоятельно организовать игру, объяснить правила и играть по ним
  • 2 класс – привлекает к игре сверстников, понимает правила игры и умеет их объяснить
  • 3 класс – умеет играть в разные игры, с разным содержанием, следует правилам
  • 4 класс – самостоятельно выбирает игру, подбирает атрибуты, объясняет правила
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.