РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Организация исследовательской деятельности

Рафгтдинова А.Ф.
учитель начальных классов,
I квалификационная категория

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.»
К. И. Чуковский

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что возникла необходимость серьёзного пере оценивания образовательного пространства. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для обладания высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни, для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах второго поколения, которые включают в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и развитие универсальных учебных действий. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Это принципиальное изменение.

Школа растит обыкновенного потребителя, если передает детям «чистые» знания, не пополняющие копилку их личного опыта. В лучшем случае учащийся может стать всезнающим энциклопедистом, только не умеющим применить эти знания на практике в какой либо деятельности. Это ведет к не востребованности у детей их творческих способностей. Вот последнее обстоятельство и отбивает у детей желание учиться. Простая передача ученикам накопленные человечеством достижения в науке и технике никогда не научит детей создавать новые, разве что копировать достигнутое. Именно об этом говорил Л.Н.Толстой "Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений"

Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Технология служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность мною были изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».

Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности; условие существования общества. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает определенный смысл.

Исследование, один из видов познавательной деятельности. В отличие от стихийных форм познания окружающего мира, оно всегда основано на научном методе. Его осуществление предполагает осознанную фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, вызывает интерес, удивляет. Как оказалось эта мысль не нова. Ещё древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Познание начинается с удивления».

Исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Исследовательская деятельность предполагает такую познавательную деятельность, в которой учащиеся используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки. Учащиеся не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной. Но следует понимать различие научно-исследовательской деятельности и исследовательской деятельности учащихся. В сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении. В образовании цель исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Исследовательская деятельность школьников предполагает приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследования можно классифицировать по-разному:

  • по теме (предметные или свободные);
  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу);
  • по времени (кратковременные и долговременные);
  • по месту проведения (урочные и внеурочные);
  • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные).

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности - игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

На втором этапе педагог предусматривает большую самостоятельность учащихся, педагог выступает в роли консультанта (помогает определить проблему, выдвинуть гипотезу, но исследование учащиеся выполняют самостоятельно).

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.

Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

На третьем этапе требуется полная самостоятельность учащихся.

Исследовательская деятельность определяется как творческий процесс взаимодействия учителя и обучающегося по поиску решения или понимания неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, окружающим и самому себе, а также развитие мировоззрения. Именно педагог задает формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подхода к любой проблеме с исполнительной и творческой позиции. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Особенно важным условием организации исследовательской деятельности является ориентация юного исследователя на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, своих исследовательских возможностей, получит новые полезные знания, умения и навыки. Искусство педагога, научного руководителя при проведении данной работы состоит в том, чтобы подвести обучающегося к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент. Особенно ценно проведение собственных экспериментов. Тема обязательно должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Выбрать тему оказывается несложно, если точно знать, что ребёнка интересует в данный момент, какая проблема волнует его больше других. Можно задать следующие вопросы:

  1. Что тебе интересно больше всего?
  2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь.
  3. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
  4. Что позволяет тебе получать лучшие отметки в школе?
  5. Что из изученного в школе тебе хотелось бы узнать глубже?

Если эти вопросы не помогли, следует поговорить с родителями. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.

Исследовательская работа состоит из нескольких этапов.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы

Работа на данных этапах формирует и развивает регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, что говорит о возможности формирования личностных УУД.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Для исследовательской работы предлагаю учащимся памятку.

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться моё исследование?

2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

  • изучить …
  • выявить …
  • установить …
  • выяснить …
  • рассмотреть …
  • определить …

5. Методы работы. Каким образом я проводил исследование?

6.Описание работы. Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики Работа сопровождается фотографиями, рисунками.

7. Выводы. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…

8. Кого я хочу поблагодарить?

9. Использованная литература.

10. Приложения.

Согласно данной структуре оформляется исследовательская работа.

Выбирая тему, педагог должен учесть наличие необходимых средств и материалов, т.е. научно-исследовательской базы, но тема не должна быть навязана руководителем т.к. в таком случае юный исследователь будет лишен живого увлекательного поиска. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее.

Считаю, что ребятам список литературы надо давать обязательно. Необходимо чтобы обучающийся и литература нашли друг друга, поэтому необходимо подсказать, где её можно найти. Юных исследователей важно научить кратко конспектировать, выбирать главное, составлять тезисы, аннотации, формулировать основные идеи, классифицировать, обобщать собранные факты.

Способы решения проблемы начинающими исследователями зависят и от выбора методов исследования, умений и навыков исследовательской деятельности. Надо помочь ребятам найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные; сделать выбор, оценить эффективность каждого способа. Стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов. Учителю необходимо научить учащихся с возможными вариантами фиксирования результатов наблюдений – формой текстовых описаний, таблиц и рисунков. Важно неукоснительно соблюдать требование формулирования выводов.

Итогом исследовательской работы может быть макет, книга, отчёт статья, видеофильм с текстовым сопровождением, реферат и т.д. Следует контролировать, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Ребятам необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы исследования и их собственных возможностей.

Венцом исследовательской работы и одним из главных этапов обучения является защита исследования. Как правило, защита происходит в форме доклада (устного выступления, презентации) в течение 5 – 10 минут. Защита исследовательской работы – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Педагог должен подготовить докладчика к выступлению с учётом и психологического аспекта.

Таким образом, в результате Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС под руководством учителя происходит процесс самосовершенствования, самопознания, самовоспитания.

Формируется новое педагогическое общение совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега – коллега». Вторая пара – «наставник – младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, обусловленном высоким личным авторитетом «наставника» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренного развития позиций является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности. Учитель должен создать такие условия, которые обеспечили бы психологический комфорт для детей и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Как говорил А.де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт.

Организация исследовательской деятельности на уроках УМК "Планета знаний"

В настоящее время я работаю по УМК "Планета Знаний". Темы исследовательских работ представлены на специальных разворотах в каждом учебнике. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Планета Знаний», школьник осваивает совершенно другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся. Учащимся предоставляется возможность учиться, обучая друг друга. Эта форма способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли (приобретаются коммуникативные умения), развивает творчески. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер и поможет учителю в организации внеурочной деятельности.

С первого класса я начала вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках. Особенно широко использую методику исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Эти работы называются «Наши маленькие исследования» и идут по темам. В первом классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Исследование может занять весь урок или только 5 минут, но дети должны видеть его результат. На таких уроках очень большое внимание уделяется активным и групповым формам работы.

Задания исследовательского характера включены в учебники и тетради программы «Планета знаний», ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:

  • проблемное, частично - поисковое обучение под руководством учителя;
  • урок - исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
  • кратковременные исследования - наблюдения с описанием (под руководством учителя).

На уроках включаю задания, направленные на овладение обще логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место и на уроках математики, и литературного чтения, и русского языка, и окружающего мира.

С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся использую:

  • загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей;
  • игры - исследования, фантастические исследования;
  • ролевые игры;
  • игры - путешествия.

В учебниках УМК «Планета Знаний» предусмотрен самостоятельный поиск детьми информации. Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся мини - исследования: провести наблюдения, высказать свои предположения, провести их проверку, обсудить результаты и сделать вывод.

Информационный поиск — задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя такие задания, ребята занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря таким заданиям растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия. Например: «Посмотри в справочнике, что означает слово «………….», или узнай у взрослых»; «Узнай о каком-нибудь культурном растении и его дикорастущем предке. Расскажи об этом в классе».По теме «Как развивается растение» была проведена исследовательская работа, в которой в домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц, фиксировали изменения в дневники наблюдений. Затем все желающие принесли свои растения в класс.По теме «Одежда» ребятами была проведена исследовательская работа. Они рассказывали интересные факты из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях.

Считаю, что именно такие уроки формируют у школьников умения и стойкий навык учиться. Идет полноценное соединение знаний и практических навыков.

Весной, осенью и зимой организовываю экскурсию в природу, иногда просто выходим на территорию пришкольного сада или в парк. Главная цель таких экскурсий — научить ребенка наблюдать, делать выводы на основании наблюдений. Они формируют у ребенка зачатки навыков экспериментальной и исследовательской деятельности, которая будет сопровождать его все время обучения в школе. Во время весенней экскурсии ребята наблюдают за сезонными изменениями в природе: набухание почек, цветение некоторых деревьев, таяние снега, прилет птиц, осенью – изменением окраски листвы, поведением насекомых, птиц.

На уроках для повышения мотивации детей к выполнению задания стараюсь использовать игровые моменты: «Сегодня у нас научное заседание. Все вы сегодня учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий».

Своим достижением в работе считаю вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с применением ИКТ. Работы моих учеников были представлены не только на уровне лицея, но и на муниципальном и региональном уровнях. За участие в муниципальном конкурсе исследовательских работ «Башкирия многоликая» в 2013 г - ученик награжден дипломом III степени , НОУ «ЛИК» - исследовательская работа «О чём молчат коралловые бусы?» - Дипломом II степени, исследовательская работа «Русская матрёшка – игрушечный символ России» - Дипломом II степени . Во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в 2013 году - 2 ученика награждены Дипломами III степени.

Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения.

Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Список литературы:

  1. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно – исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001, с.80 – 88.
  2. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001, 234с.
  3. Леонтович А. В. К проблеме исследований в науке и в образовании//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001, с.33 – 37.
  4. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М.: Прометей, 2006, 224 с.
  5. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: ИФ «Сентябрь», 2003, 235с.
  6. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: Ось – 89, 2006, 480 с.
  7. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Воронеж, 2004, 120с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.