РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Содержание и организация исследовательской деятельности младших школьников

Содержание и организация исследовательской деятельности младших школьников

Швецова Наталья Александровна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 30»
Республики Башкортостан г. Стерлитамак

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в людях, способных быстро адаптироваться в изменяющихся ситуациях, творчески подходить к решению как бытовых, так и социальных проблем, быть активными участниками экономического и духовного развития страны. Жизнь требует формирования у молодого поколения самостоятельности и инициативы в приобретении новых знаний в школе, в вузе, а затем и в последующие годы. Поэтому важнейшей задачей школы XXI века становится обучение учеников основам поисково-исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность школьников определяет¬ся как специально организованная, познавательная творческая деятельность, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью.

В процессе исследовательской деятельности осуществляются (с различной степенью самостоятельности) активный поиск и открытие учащимися новых знаний с использованием доступных для них способов. Ученик перестает быть пассивным объектом, а становится активным субъектом познания. Умственный багаж, приобретенный самостоятельно, усваивается глубоко и прочно. Если ученик приложил собственные силы к добыванию этого содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая свои позиции, оно станет его достоянием надолго. Роль учителя при этом сводится не просто к передаче информации, а к организации работы учащихся, мотивации ее, консультациям. Участвуя в исследовательской деятельности, школьники осознают свою значимость, причастность к миру взрослых, принадлежность большой науке, знакомятся с методологией научной и творческой работы.

Научные исследования и исследования школьников имеют определенное сходство. Прежде всего, оно проявляется в общем направлении самого познавательного процесса. Ученый, изучая объект или явление и объясняя его особенности и причинно-следственные связи, делает научные открытия. Учащиеся тоже изучают окружающий мир и делают на основе этого те или иные выводы. Эти выводы также являются своего рода «открытиями», но не для науки, а для самого ученика.

Исследование – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

В основе исследовательской деятельности лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

Этот метoд ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Исследование – это бескорыстный поиск истины, всегда творчество. Исследовательская деятельность должна быть свободной.

Задачи исследовательской деятельности

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей

Начальный шаг как научной, так и школьной исследовательской работы - это выбор темы. Удачно подобранная и сформулированная, она отражает общее направление исследования. Важным требованием к теме исследования является ее актуальность. Кроме того, она должна быть интересна и увлекательна самому исследователю, работа ученика над темой - посильной и не затягиваться на длительный срок, предполагаемые результаты - полезны ему или его близким.
Затем формулируется проблема исследования. Проблема - это затруднение, сложный вопрос, требующий разъяснения, поиска ответа на него. Не стоит непременно требовать от ученика начальных классом ясно-го осознания и формулировки проблемы. Часто бывает достаточно общей, приблизительной ее характеристики.

Обязательна постановка цели исследования. Цель выражает то основное, для чего проводится исследование, что должно быть достигнуто в результате работы. Формулировка цели обычно начинается словами выявить, выяснить, исследовать, определить, обосновать, установить, разработать, совершенствовать, изучить и т.п.

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Для этого выполняем следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома,самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.

Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

Определив цель, начинаем конструировать гипотезу - предположение, выдвигаемое для решения возникшей проблемы, для объяснения какого-либо явления или факта и поиска путей достижения поставленной цели. При формулировании гипотезы чаще всего используются выражения типа предположим, возможно, допустим, если, может быть.

Далее намечаем задачи исследования - основные шаги по пути достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы. В совокупности они должны обеспечить достижение общей цели. Задачами исследования могут быть изучение и анализа состояния поставленной проблемы, выявление условий эффективности положений выдвинутой гипотезы, экспериментальное их обоснование, разработка рекомендаций, касающихся предмета исследования и т.п.

Выделение 3-4 задач является вполне достаточным для решения поставленной проблемы.
В некоторых случаях юные исследователи и руководители их работ могут определиться относительно объекта и предмета исследования. Поэтому коснемся кратко и этих категорий. Объект исследования - это целостная область, в пределах которой будет проводиться исследование. А предмет исследования - более конкретный аспект, изучаемый в рамках данного объекта, и включает только те связи и отношения, которых непосредственно касается исследователь в своей работе.

Желательно указать методы, которые использовались в процессе исследования. Научные способы проверки выдвинутой гипотезы (методы) обычно делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают поиск, анализ и осмысление уже имеющихся знаний по теме исследования. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения, эксперименты, опыты.

Составление плана работы - следующий важнейший шаг исследователя.

В обобщенном виде он включает следующее (по Савенкову А.И.):

I. Сбор материала. На данном этап возможны такие виды деятельности:

  • подумать самостоятельно;
  • прочитать книги, посмотреть фильмы о том, что исследуешь;
  • обратиться к компьютеру;
  • спросить у другого человека;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент;
  • сделать математические расчеты.

II. Обобщение полученных данных.

Этап предполагает анализ, подведение итогов, умозаключения, выводы по проделанной работе.

III. Подготовка к защите.

В ходе работы намеченный план мoжет конкретизироваться, меняться, уточняться.
Детские исследования Савенков А.И. предлагает начать с осмысления учащимися тех знаний, которые у них имеются по исследуемому вопросу. Такое начало настраивает детей на осознание возможности и важности собственных суждений [3].

Работа с литературными источниками предполагает подбор и изучение материалов из детских энциклопедий, справочников, научно- популярной литературы, материалов периодической печати по теме и др. Много полезной и нужной информации можно почерпнуть из Интернета.

Методы опроса используются или в устной форме (беседа, интервью), или в письменной (анкетирование, тестирование). Заранее продумывается цель опроса, перечень вопросов или заданий.

Наблюдение как метод исследования применяется в начальной школе особенно часто. Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие явлений и фактов окружающей действительности. При организации наблюдений намечается объект наблюдения, формулируется цель, определяется содержание, составляется план его проведения. В процессе наблюдений используются специальные приспособления - лупы, микроскопы, бинокли, фото- и кинокамеры.

Эксперимент предполагает активное воздействие на предмет исследования. Провести эксперимент - значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось при этом. Заранее продумывается цель и план эксперимента.

Эффективность использования методов исследования повысится благодаря включению приемов логического мышления. Рассмотрим крат-ко некоторые из них.

Прием сравнение, как наиболее элементарная мыслительная операция, дает возможность выявлять характерные признаки изучаемых объектов путем их сопоставления. Вычленение сходных и отличительных признаков в процессе сравнения помогает установить важнейшие характеристики, определяющие их сущность.

Классификация - деление предметов и явлений на группы на основе их общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, придать исследованию строгость и научность. В зависимости от цели один и тот же набор предметов (явлений) можно классифицировать по разным признакам.

Анализ - исследование изучаемого объекта путем рассмотрения отдельных сторон, свойств составных частей чего-нибудь.

Синтез - исследование объекта или явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, полученных при анализе.

Суждение - высказывание о предметах и явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значить высказывать суждения.

Умозаключение - форма мышления, с помощью которого выводится новое знание из того, что уже известно.

Очень важно формировать у юных исследователей умения давать определения ключевым понятиям исследования. Понятие как одна из форм логического мышления включает в свое содержание не все о данном предмете или явлении, а лишь существенные, наиболее характерные, важные, устойчивые свойства и признаки его. При их выявлении эффективным является использование таких приемов логического мышления, как анализ, сравнение, обобщение, классификация.

В заключительной части исследовательской работы излагаются полученные результаты, осуществляется согласование с поставленными задачами. Здесь же исследователь может указать направления возможных дальнейших изысканий по данной теме.

Использованная литература оформляется по алфавиту в соответствии с общепринятыми требованиями.
В приложениях приводятся образцы исследовательских документов, включается материал, необходимый для подтверждения исследования.

Ход и результаты исследования могут быть представлены в форме доклада, отчета, реферата, в которых кратко излагается самое главное из проделанной работы. С результатами своей работы учащиеся выступают перед одноклассниками, родителями, учениками других классов, на школьной, городской научно-практической конференции. Выступающему необходимо быть готовым к вопросам со стороны слушателей.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.

Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.
Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строим по трем направлениям.

Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:

  • индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
  • работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок и т.д. Более подробное описание данной работы ниже.

Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.

Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы (НОУ), школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.

Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваем в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.

На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания,
  • как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять программу действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. составлять задания по предложенной теме;
  9. проводить самоконтроль.

Наблюдения за учащимися показывает, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость.

Показатели, по которым жюри оценивает работу докладчика, могут быть разными. Приведем в качестве примера критерии, которые использовались на городской научно-практической конференции младших школьников г. Стерлитамака «Я исследователь»: актуальность темы, четкая формулировка цели, задач, гипотезы исследования, научное и практическое значение работы, оригинальность методов достижения по-ставленной цели, форма работы (реферативная или поисково- исследовательская), представление результатов (рисунки, фотографии, графики, презентация и т.д.), изложение доклада эрудированность автора в рассматриваемой области, оформление работы.

Отметим, что изложенное выше не является непреложной догмой. Содержание и организация исследовательской работы школьников - проблема обширная и многогранная. На многие ее аспекты ученые имеют различающиеся точки зрения.

Для более конкретного и подробного ознакомления с методикой организации и проведения исследовательских работ в школе рекомендуем научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников» (учредитель - Издательский дом «Народное образование»), а также следующую литературу:

  1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт.-сост. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Прохорова С.Ю., Фоминых Н.М. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: Учебно- методическое пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
  4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Ось-89, 2006.
  5. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа» №2 2006.
  6. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство
  7. реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2 2007.
  8. Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики. Журнал «Начальная школа» №6,2008

В заключение вспомним слова Анны Рoговин, с которыми от имени детей она обращается к учителям:

«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках... Послушать... Понюхать... И, может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»

Пусть мудрое напутствие американского педагога станет девизом учителя, желающего видеть своих учеников исследователями новых неизведанных маршрутов, стоящими у истоков необычных открытий.

Швецова Наталья Александровна29.11.2014 42390 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar