РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы

Исследовательская деятельность по литературе

ХМАО-Югра
МКОУ «Андринская СОШ»

Опыт работы учителя русского языка и литературы
Полегешко Светланы Александровны

Всем известно, как трудно сейчас привлечь детей к чтению, поэтому перед учителем литературы стоит важная задача: добиться того, чтобы, придя на урок, учащиеся знали и понимали, для чего они сюда пришли, чтобы хотели читать и научились читать, чтобы каждый урок помогал ученику состояться человеком, личностью.

В течение последних лет в рамках изучения литературы в 5-9 классах я работаю по учебно-методическому комплексу В.Я. Коровиной, который, на мой взгляд, предусматривает интересный подход к изучению и преподаванию литературы, а именно: формирует представления о специфике литературы как искусства слова, развивает умение осознанного чтения, аналитическое и образное мышление, воспитывает гражданскую ответственность, духовность и культуру. В 10 классе обучение ведется по учебнику С.А. Зинина, В.И. Сахарова, в 11 классе – по учебнику В.А. Чалмаева, С.А. Зинина. Здесь представлен золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы, являющиеся животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности.

Работая по этим учебно-методическим комплексам, я основываюсь на индивидуально-личностном подходе к учащимся. Ведущим методом обучения и воспитания при изучении художественных произведений является исследовательская деятельность. Многолетняя практика использования данного метода показывает, что благодаря разным видам исследований у учащихся происходит обширная познавательная деятельность, формируются умения и навыки самостоятельной работы, развиваются творческие способности.

Кроме того, исследовательская деятельность играет важную роль в нравственном и эстетическом воспитании, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию школьников. В своей работе использую идеи известного литературоведа и педагога М.Г. Качурина.

Материал, представленный в учебных пособиях – это обширное поле для исследовательской деятельности не только учащихся, но и учителя. Процесс исследовательской деятельности строю по следующему принципу: объекты исследования рассматриваются через различные виды исследования в аспекте целей и задач, которые ставлю перед собой и учащимися при изучении того или иного произведения, отсюда – к результатам исследования.

Основные цели исследовательской деятельности: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических способностей, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Исходя из этих целей, формирую определенные задачи. В первую очередь, это освоение художественного текста через личность писателя, литературную эпоху. Еще одна важная задача - развитие речи и формирование культуры речи учащихся. Здесь же развитие творческих способностей, что ведет к раскрепощению ребенка, помогает учиться владеть собой и ситуацией. Не менее важна задача по усвоению литературоведческих понятий, так как знание теории позволяет глубже проникать в художественный текст, наиболее точнее и правильнее понимать авторскую позицию, видеть мастерство писателя. На уроках часто использую музыкальное и художественное оформление, уделяю время, чтобы немного рассказать о композиторе или художнике, творчество которого помогает в освоении художественного произведения. Следовательно, организовать связь литературы с другими видами искусства – это еще одна задача моей работы.

Все эти цели и задачи, тесно взаимодействуя друг с другом, помогают в осуществлении самого важного – помочь каждому ученику сформироваться как личность. Исходя из этого, я рассматриваю предмет литературы как предмет, формирующий человека.

Остановлюсь подробно на каждом этапе работы.

Главным объектом исследования является, конечно, художественное произведение, его тема, идея, поднимаемая автором проблема. Не менее важно увидеть и личность творца, ту сторону жизни, которая взрастила писателя, стала почвой его художественного мира. Поэтому в уроки включаю сообщения, доклады, презентации учащихся о личности писателя, его творческой мастерской, готовлю с ребятами литературно-музыкальные композиции о жизни и творчестве выдающихся мастеров слова. Использую такой прием исследования, когда личность писателя, его художественный мир стараемся увидеть через языковые особенности произведения. Такая работа не только формирует исследовательские умения и навыки, но и способствует совершенствованию устной и письменной речи, расширению лексикона учащихся, делает ребят свидетелями того, как из обычных слов рождается произведение художественной литературы.

К примеру, это уроки по творчеству Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этом направлении разработала систему уроков-исследований (6-11 классы) «Поэтический мир Николая Рубцова», которая в старших классах завершается большой литературно-музыкальной композицией. Как результат этой исследовательской деятельности учащейся 9 класса был подготовлен проект на тему: «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», который она успешно защитила на научно-практической конференции. В рамках языковых особенностей произведения одной из моих учениц также была подготовлена исследовательская работа «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», представленная на научно-практической конференции.

В тесной связи с личностью писателя идет разговор о литературной эпохе и литературно-критических статьях, опять-таки путем исследования либо через дискуссию, либо через проблемную ситуацию. Например, всегда интересно проходят уроки на темы: «Над чем смеялся бы Чехов, если бы жил в наше время?», «Кто прав?» (урок по критическим статьям Белинского и Писарева о драме А.Н. Островского «Гроза»).

У каждого читательского поколения своя интерпретация художественного произведения, поэтому очень важно донести до ребят время и эпоху, в которую было написано произведение или в которую происходят его основные события, помочь им понять то поколение, увидеть мир глазами прошлого, чтобы художественное произведение открылось. Всем известно, что без прошлого не может быть настоящего. На каждом уроке должно осуществляться воспитание мыслящего, вдумчивого читателя, должно происходить формирование культуры восприятия художественного текста. Сейчас на вопрос о том, прочитал ли то или иное произведение, от ребят можно часто слышать такие фразы: «Прочитал, но ничего не понял». Это говорит о том, что если даже дети читают, то зачастую читают чисто механически, лишь бы прочитать, не понимая смысла прочитанного. Это говорит и том, что учащиеся часто очень далеки от представленной в произведении временной эпохи, поэтому им трудно воспринимать читаемое. В связи с этим основная моя задача как учителя литературы – научить своих учеников не механической работе чтения, а сосредоточенному вниманию в процессе чтения, желанию услышать голос автора, видеть за каждым словом глубокий смысл, иначе говоря, привить интерес к чтению. Следовательно, чтение должно стать настоящим творчеством, искусством, только тогда откроется духовная ценность художественного произведения.

Важным объектом исследования, несомненно, является литературный образ – удивительное преображение героя произведения в Жилина или Тараса Бульбу, Сильвио или Чичикова. В произведении, как правило, ни один образ, а несколько, все они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему образов. Немаловажное значение в раскрытии замысла писателя имеет и образ рассказчика. Например, рассматривая «Повести Белкина» и исследуя образ рассказчика, говорим о нем как объединяющем все повести в один цикл.

Виды исследований использую весьма разнообразные. Во главе, конечно, анализ художественного произведения, хотя существует мнение, что это форма работы себя изжила. Я думаю иначе: произведения, которые включены в школьную программу, - великие творения литературы, содержание их бесконечно, а каждое читательское поколение, как говорилось выше, воспринимает их по-своему. Следовательно, каждому поколению читателей предстоит исследовательская работа, основанная именно на анализе произведения.

Анализ произведения тесно взаимодействует с такой формой работы, как дискуссия. Дискуссия нужна, когда нужно разобраться в том, что по-разному трактуется наукой, что не выяснено до конца или вообще не может иметь конечного решения. Для учащихся любого возраста как вид исследования часто использую проблемную ситуацию, так как проблема способствует глубокому проникновению в художественный текст, развитию у учащихся способностей самостоятельно мыслить, оценивать ситуацию, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Стараюсь, чтобы поставленная проблема была не только темой урока, а жгучей, злободневной, личностно-значимой. К примеру, использую такие проблемные ситуации: «Возможен ли Хлестаков в наше время?» (8 кл.), «Мог ли поступить Тарас Бульба иначе?» (7 кл.), «Что произойдет с Диной после побега Жилина?» (5 кл.), «Как сложилась бы жизнь Олеси, если бы она осталась с Иваном Тимофеевичем?» (11 кл.) и другие. Для учащихся 5 и 6 классов как форму исследования часто использую игру. Такие уроки никогда не проходят даром, они всегда становятся интересным общением, где каждый может высказать свое мнение, способствуют развитию эмоциональных чувств у учащихся.

Важным видом исследования является творческая работа, которая реализуется в урочной и внеурочной деятельности. В первую очередь, это устные или письменные развернутые ответы, отзывы, рецензии, эссе, сочинения-рассуждения – их темы также основываются на проблемных ситуациях. Это позволяет учащимся путем соприкосновения с авторским словом через глубокое проникновение в художественный текст высказать свое мнение по поставленной проблеме.

Очень люблю такую форму творческой работы, которую использую в своей работе, как инсценировка. На протяжении многих лет я руководила школьной театральной студией, совместно со своими учащимися подготовила множество сценических постановок: от инсценирования отдельных эпизодов произведения до настоящих спектаклей. Здесь же и литературно-музыкальные композиции. В моей копилке спектакли по таким известным всем произведениям, как «Приключения Буратино, или Золотой ключик» (А.К. Толстой), «Двенадцать месяцев» (С.Я. Маршак), «Барышня-крестьянка» (А.С, Пушкин), «Недоросль» (Д.И. Фонвизин), «Дядюшкин сон» (Ф.М, Достоевский), с которыми мы выступали на районных конкурсах театральной деятельности. Работа эта очень трудоемкая, и идет она хорошо лишь тогда, когда к ней есть уважительное и ответственное отношение.

Произведение, по которому идет постановка, нужно освоить, найти в нем что-то свое близкое. Следовательно, нужна творческая интерпретация, такое восприятие и истолкование произведения, которое становится личным. А значит, без исследования не обойтись. Дело это нелегкое, требующее времени, но это время не потерянное, так как у ребят обогащается восприятие, развивается читательская фантазия, культура речи, пробуждается творческий интерес к произведению, раскрываются актерские способности. Все это, несомненно, способствует освоению учебного материала и развивает читательский интерес. Репетиции спектакля – это тоже уроки, но уроки искусства, общения, раскрепощения, где каждый может проявить себя иногда даже с неожиданной стороны. Такие уроки – это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, на духовном равенстве.

Инсценировки или чтение по ролям практикую на уроках, это также способствует раскрытию творческих способностей ребят, развитию речи и формированию культуры речи (Рассказы А.П. Чехова, Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Алые паруса» А. Грина, «Неизвестный цветок» А. Платонова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова и др.).

Вершиной исследовательской деятельности является научная работа. Виды ее весьма разнообразны: сообщения, доклады, рефераты, проекты, которые позволяют учащимся путем глубокого анализа благодаря умению самостоятельно работать рассматривать ту или иную проблему с научной точки зрения. Обучение этой форме исследовательской деятельности начинаю с 5 класса, от класса к классу постепенно усложняя процесс работы, чтобы в итоге к старшим классам у учащихся сформировался навык оформления научной работы. Наиболее приемлемая форма работы в этом направлении – проект. К примеру, в 5,6 классах предлагаю ребятам разработать проекты при изучении лирических произведений. Например, к изучаемым стихотворениям подобрать соответствующие иллюстрации и музыкальные произведения, оформить это в виде презентации, а затем на уроке представить и прокомментировать. В 7 классе такую форму работы использую при изучении былин («Былинные богатыри в изображении русских художников»), во время изучения рассказов А.П. Чехова («Рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях»). В 8 классе темами исследовательских проектных работ могут быть «Сценическая история бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» или «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Со своими проектными работами мои ученики ежегодно выступают на научно-практических конференциях, показывая хорошие результаты своей исследовательской деятельности. Темы работ, получившие высокую оценку экспертов: «Роль цветописи в феерии А. Грина «Алые паруса», «Образ звезды в поэзии Николая Рубцова», «Загадка Пилата» (по романам М. Булгакова и «Плаха» Ч. Айтматова, «Особенности жанра «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, «Роль пословиц и поговорок в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и др.

Использование метода исследования при изучении художественного произведения позволяет мне добиваться неплохих результатов. Большинству ребят нравятся уроки литературы, они с увлечением занимаются проектной деятельностью, подготовкой инсценировок произведений. Благодаря этому у учащихся повышается уровень культуры речи, ребята умеют отстаивать свое мнение, хорошо виден рост их умственного мышления, творческих способностей, формируется инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации и активной адаптации в обществе.

Исследование – это и дело учителя. И пока я учу, учусь сама у своих учеников. Учусь исследовать не только художественный текст, но и восприятие этого текста моими учениками. Стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересными и необыкновенными, чтобы урок был не просто работой, а интересным и полезным общением. Стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок поверил в себя, в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, воздействуя яркими примерами из литературных произведений.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.