РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка

Украинская Зоя Александровна

Экстенсивный путь простого увеличения количества учебного времени для лучшего усвоения знаний по учебным предметам давно исчерпан. При этом требования к уровню образованности выпускников постоянно растут. Справиться с данным противоречием помогает применение в обучении  новых педагогических технологии. Одна из их – технология проблемного изучения.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Основными понятиями технологии являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема». Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, при котором испытывается потребность выйти из этого затруднения, разрешить его.

Я пользуюсь данной технологией потому, что ее целью является не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути получения знаний, формирование познавательной самодеятельности ученика, а также развитие творческих способностей.  Проблемные ситуации  создаю на уроках целенаправленно, применяю метод для проведения всего урока.

Структура урока, проводимого по технологии проблемного обучения, такова: 1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы, 2) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, 3) доказательство гипотезы, 4) проверка правильности гипотезы.

Начать урок можно с повторения необходимых для решения проблемы знаний.  При изучении темы «Основные  группы сложноподчиненных предложений» в 9 классе это может быть повторение способов классификации словосочетаний, пунктуации в сложном и простом осложненном предложении. Для определения проблемы учу детей составлять таблицу «Знаем – не знаем»:

Знаем

Не знаем

1.Что такое СПП

*более 1 грамматической основы,

*простые предложения соединяются подчинительными союзами,

*есть главное и придаточное предложения,

*от главного предложения к придаточному можно задать вопрос,

*в главном предложении может быть определяемое слово

1. Какие могут быть группы СПП

2. По какому принципу распределяются предложения по группам

3. Сколько групп

4. Названия групп

 

Проблема может быть сформулирована  в виде вопроса: На сколько групп и по какому принципу разделяются СПП?

Выдвижение и обоснование гипотезы – один из трудных этапов работы над проблемой, поэтому здесь необходима направляющая роль учителя. Помогаю с отбором материала, сообщаю, например, что сведения о классификации словосочетаний  помогут  разделить на группы СПП, среди данных для повторения пунктуации предложений имеются примеры всех группы, советую составить схемы анализируемых предложений.

Гипотеза: СПП, как и словосочетания, делятся на три основные группы, разделение происходит по средствам связи или по способу выражения определяемого слов, или по смысловому вопросу.

Для проведения аналитической работы у учащихся необходимо развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности. Объем преподавательской помощи  зависит от уровня образованности учащихся в классе и степени развития умений и навыков работы по проблемной технологии.

Во время работы по определению групп СПП ученики пришли к следующим выводам:

  • Нельзя разделить СПП на группы по определяемому слову, так как ОС может быть выражено именем существительным, глаголом, местоимением, а ОС, выраженных местоимениями, в предложенных примерах нет.
  • Нельзя разделить СПП на группы по средствам связи, так как союз «что» единичен.
  • Можно разделить на три группы по смысловому вопросу. Первая группа отвечает на вопросы определений, вторая – дополнений, третья – обстоятельств.
  • Можно назвать группы СПП так же, как группы словосочетаний: определительные, дополнительные, обстоятельственные.

Заключительный этап, проверка гипотезы, провожу разными способами: ученики сравнивают полученные в результате самостоятельного исследования выводы с определением или лингвистической статьей в учебнике, выполняют упражнения, подтверждающие или опровергающие их.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения результатов. Действия учащихся  с учебным материалом носят преобразующий характер. Такая деятельность затрагивает всю личность: напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллект и чувства, удовлетворение от сделанной работы. Эта работа формирует у учащихся устойчивый интерес к поиску знаний как черту личности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.