РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Экологическое воспитание – одно из направлений внеурочной деятельности учеников начальной школы.

Каждый взрослый понимает и может сказать, что ребёнка надо научить читать, писать, решать элементарные задачи и желательно обучить иностранному языку. Ведь именно эти навыки мы закладываем в основу профессионального воспитания, образования и построения будущего нашего ребёнка. И каждый окажется прав! Но умение понимать окружающий тебя мир, ценить его обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего растущего человечка ничуть не меньше, чем знание точных наук.

Конечно же любить и понимать мир вокруг себя ребёнок начинает со своего дома и семьи, но мне сегодня хотелось бы поговорить немного о другом доме - доме, который изучает наука ЭКОЛОГИЯ. Ведь умение ценить и понимать окружающую природу и мир, с опорой на свои знания, чувства и приводит к формированию целостной и гармонично развитой личности. Это очень широкая для разговора тема, которую невозможно обсудить в одной статье, но я попробую просто предложить вариант, как можно во время внеурочной деятельности с учениками начальной школы немного соприкоснуться с этой наукой, сделать попытку сблизить ребят с окружающим их миром, и, если дети будут заинтересованы, увлечены и захотят хоть немного глубже вникнуть в эту тему, можно считать, что мы уже сделаем маленький шаг навстречу нашего лучшего и гармоничного будущего. А ребёнок, который пытается жить в гармонии с миром природы, будет стараться жить в согласии и в гармонии со всеми вокруг.

Уже на первом этапе ознакомления с таинственным миром природы детям надо дать понять, что в окружающем мире всё находится в равновесии и природном балансе пока никто не вмешивается своим, порой, невежеством или, порой, желанием доказать своё превосходство. На рисунках, литературных произведениях, на примерах своего жизненного опыта дети получают примеры, как жизнь каждого организма в природе зависит от тех, кто или что с ним рядом. Как жизнь маленького ребёнка зависит от родителей, их заботы, так и жизнь каждого объекта природы зависит от того как на него воздействуют человек и другие объекты природы. Да и жизнь самого человека очень сильно взаимосвязана с воздействием природных факторов на его существование.

Дальше мы знакомимся с живой и неживой природой, их влиянием друг на друга. Знакомя детей с разнообразными видами среды обитания, изучая жизнь различных природных организмов в разных условиях жизни, сразу пытаемся установить простейшие взаимосвязи и зависимости. Пытаемся путём предположений и пусть пока ещё минимальных знаний установить влияние человека на жизнь объектов природы, когда он тем или иным способом пытается вмешиваться в какую-либо экосистему. Очень сильно удивляют детей цифры, которыми можно воспользоваться, чтобы показать, как сильно человек может повлиять на природу, казалось бы, совсем безобидными ежедневными поступками. Сколько мусора выбрасывает человечество за день, как долго растёт и как быстро уничтожается плодородный слой почвы, сколько времени требуется природе, чтобы «переработать» выброшенную нами бумажку, пакет, железную банку, стекляшку. Все эти цифры и факты нет, не пугают детей, а удивляют и с вашей помощью заставляют их задуматься. И если кто-то из ребят завтра не бросит бумажку, сделает замечание своему другу, это уже результат.

Большое значение для ознакомления с факторами изменений в природе имеют фенологические наблюдения, т.е. наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Устанавливается взаимосвязь изменений в неживой природе с живой. Ведь смена времён года и соответственно явлений природы зависят от погоды. В разные годы и сезонные изменения происходят в различные календарные сроки, но дети должны понимать, что эти изменения всё равно происходят в одном и том же определённом порядке.
Содержание работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в 1-4 классах.

Разделы Содержание
1 А что такое природа? Природа и то что создано руками человека.
2 Живая природа и окружающая среда. Живая природы состоит из бактерий грибов, растений, животных, признаки живых организмов, среда обитания и экологические факторы.
3 Неживая природа. Значение солнечного света и тепла, воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, экологические биоритмы.
4 Живая природа. Взаимоотношения живых организмов одного или разных видов. О конкуренции и дружбе живых организмов.
5 Организация природы. Что такое экосистема.
6 Человек и окружающая среда. Значение природы в жизни человека и как он на неё влияет.

Обязательно учитывается, что речь идёт о внеурочной деятельности, т.е. это должны быть занятия не только познавательные, но и не стандартные, мобильные, развивающие у детей не только интерес и стремление к новым знаниям, но и творчество, желание заметить и показать всем что-то новое.

Формы работы могут быть самыми разнообразными, здесь полёт фантазии преподавателя может ограничиваться только факторами самой образовательной организации и её возможностей.

Формы работы.

  1. Познавательная деятельность.
  2. Проблемно ценностное общение.
  3. Туристско – краеведческая деятельность.
  4. Фенологические наблюдения.
  5. Проектная деятельность.
  6. Экологические чтения.
  7. Праздники, выставки, викторины, конкурсы, игры.
  8. Художественное творчество.

Продумывая любую из этих форм работы надо помнить, что учитель только организатор и помощник в деятельности детей. Мы предлагаем детям возможную деятельность при этом только совместно с ними можем ставить задачи и определять цели. Для того что бы каждый ученик почувствовал себя важным «винтиком» в процессе познания, он должен действовать, а не быть наблюдателем и пассивным слушателем. Надо как можно больше стимулировать познавательный интерес, желание узнать и рассказать, проявить свои творческие способности, участвовать в конкурсах, викторинах, играх.

Не все дети готовы открыто выйти на публичное выступление или конкурс, им надо дать возможность проявить себя в подготовке заданий к конкурсам, викторинам, почувствовать свои силы и возможности в сотрудничестве с другими детьми.

Очень важно, чтобы не было эмоционального равнодушия, безразличия. Задача учителя постоянно подкидывать проблемные вопросы, уникальную информацию, провоцировать на познание нового. Проектная деятельность – это наиболее сложный вид деятельности, который занимает наибольшее количество времени, требуя очень тщательного продумывания темы и задач, составление плана, подбора материала, подготовки презентации данного материала. Как правило на этапе начальной школы бывают коллективные проекты, где дети разделяют кто и чем будет заниматься, предварительно зная какой результат получат. Экологический проект прорабатывается с выходом на природу, с изучением конкретных объектов природы, которые являются предметом проектирования.

Очень важно, чтобы проекты были привязаны к особенностям местности, с опорой на краеведение. И каждый вид деятельности в итоге должен давать ощущение успеха и удовлетворения, что формирует желание познавать новое дальше.

В современной школе экологическое воспитание – это очень актуальная проблема. Мы должны вырастить поколение с новым экологическим мышлением, а для этого мы должны дать экологическое образование и воспитание. Экологическую культуру привить ребёнку можно только при комплексном воздействии семьи, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой информации.

Общими усилиями мы сможем дать ребёнку не только хорошее образование и дать путёвку в жизнь образованному человеку, но и воспитанием в нем не потребителя природных ресурсов, а умелого природопользователя, умеющего решать социально – экономические задачи без вреда для окружающего мира и человечества. Нам надо воспитать культурную личность готовую на духовное общение с природой. В современном мире экологическая культура – это неотъемлемая часть нравственного воспитания ребёнка.

Литература.

  • Л.М. Потапова «Детям о природе» (экология в играх для детей 5-10 лет) Ярославль Академия холдинг 2002 г.
  • Г.Б. Барышникова «Наша зелёная планета» (познавательные игры, конкурсы праздники для начальной школы) Ярославль Академия развития 2006 г.
  • В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Е.И. Пригорева «Дом в котором я живу» (беседы по экологии для маленьких и взрослых) Москва 1995 г.
  • Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников : кружковая работа. Начальная школа. – 2003. - N 5. - С. 64-75.
  • Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления. Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 45-50.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.