РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические условия социально-личностного развития детей с отклонениями в развитии

Белецкая Татьяна Геннадьевна

Т.Г. Белецкая,
педагог – психолог
МБДОУ Д\С №84
г. Ульяновск,2017 годд

Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. [1, с.25].

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. [2, с.72] Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру».

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации в силу имеющихся нарушений в развитии. Особое место среди дошкольников с нарушениями развития занимает задержка психического развития (ЗПР). [4, с. 6] Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом (В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Л. М. Шипицина и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. [5, с. 9] Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми. [3, с.16]
Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

В сфере социально-личностного развития основными направлениями педагогической работы будут являться:

  • формирование у ребенка положительного отношения к себе и представления о себе;
  • формирование социальных навыков;
  • развитие игровой деятельности;
  • организация общения со сверстниками.

Для формирования и поддержки у ребенка положительного отношения к себе педагоги должны создавать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Все это формирует доверие ребенка к миру и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать. Желательно как можно чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. Детей обязательно нужно называть по имени, используя имя ребенка в играх, потешках, песенках. В групповом помещении желательно разместить фотографии детей так, чтобы каждый мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать ее детям и взрослым. Можно оформить альбом, в котором собраны семейные фотографии детей, групповые снимки и пр. Необходимо также экспонировать рисунки, поделки каждого ребенка, показывать их родителям, сотрудникам, детям, хвалить их в его присутствии. Хороший способ поставить малыша в центр внимания — отмечать дни рождения, изготавливать и дарить подарки.

Очень важно проявлять интерес к чувствам и предпочтениям ребенка, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Взрослые должны чутко реагировать на все переживания ребенка, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать ему понять причину того или иного переживания, выразив его словами.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами в детском саду, показала, что социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР и ЗРР будет успешным при следующих условиях:

  • В работе с детьми педагоги будут придерживаться личностно-ориентированного подхода.
  • Будет использована комплексная программа, направленная на успешное развитие социально-личностных качеств (регуляция эмоциональной устойчивости, речевые умения и навыки, представление о картине мира, познавательная активность, воображение, фантазия).
  • Организационно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников будет включать диагностику уровней социально-личностного развития, предоставляющую новую возможность корректировки развития социально-личностных качеств.
  • Организационно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников будет обеспечивать повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение игровых технологий организации творческой деятельности дошкольников.

Рассмотрим подробнее комплексную программу, которая направлена на успешное развитие социально-личностных качеств дошкольников. Программа рассматривается нами в первую очередь как психолого-педагогическое сопровождение процесса развития ребенка. Основой построения программы является ее ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на интерес ребенка к себе, восприятие себя сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире.

Осваивая опыт предметно-практической деятельности, дошкольник учится «прислушиваться» к своим ощущениям, чувствам, мыслям; учится оценивать результативность этой деятельности с точки зрения удовлетворения собственных потребностей и пользы для окружающих. Знания становятся условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать жизненные задачи. Механизм функционирования психолого-педагогического сопровождения базируется на эмоционально-чувственном восприятии ребенком жизни (на важность развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте неоднократно указывал Л.С. Выготский), на его природной потребности в познании себя, окружающего предметного и социального мира, на поиске в нем своего достойного места. Подчеркнем, что именно отсутствие этих оснований в современном обучении является одной из причин, снижающих у дошкольников интерес к познанию. Организованная образовательная деятельность сопровождается позитивным эмоциональным настроем, в значительной мере снижающей синдром боязни неуспеха, а своевременная похвала педагога повышает статус ребенка в обществе сверстников, рождает чувство собственной значимости. Правильно организованная деятельность дает толчок к познанию, открывает возможность обретения ребенком себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям.

Игровые технологии обучения являются ведущими во всех разделах программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка дошкольника.

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Базисные основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном детстве. Этот самоценный период жизни делает детей полноценными личностями и на данный момент, и на будущее рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.

Противоречия между биологическим и социальным началами в человеке порождают движущие силы для его развития. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его субъектности. Однако на ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребенка является становление его внутреннего мира, его «самости». Результатом противодействия природной сути ребенка может стать ее подавление, но не изменение. Поэтому представляется закономерным утверждение, что педагог должен планировать деятельность не вопреки возрастным новообразованиям детей, а с учетом их. Это понимание в определенной мере и явилось результатом концентрации внимания на развитии у ребенка представлении о себе, своем сущностном «Я».

В первые семь лет дошкольник проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом на встречу общечеловеческим ценностями новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Учитывая эти особенности, программу поэтапного социально-личностного развития ребенка дошкольника, его продвижение по пути самопознания мы представили в следующих разделах: «Мои эмоции», «Я и мое имя», «Язык общения», « Я и животные», «Я и семья», «Умение владеть собой».

Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра — стать основной формой организации разных видов детской деятельности. Для оптимизации социально-личностного развития детям были предложены различные игры и упражнения: упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; рисуночные игры; игры и упражнения для развития навыков общения; игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций; игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе; игры для развития саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.

Основным преимуществом программы являются ее целостность, согласованность и сочетаемость со всеми разделами основной образовательной программы развития и воспитания дошкольников.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития дошкольников происходило через освоение ими игровых технологий организации творческой деятельности дошкольников. Для воспитателей были проведены консультации («Влияние сюжетно-ролевой игры на личностное развитие дошкольника», «Как способствовать социальному развитию дошкольника?», «Вербальные и невербальные средства коммуникации», «Создание условий для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе детей», «Кукольный театр как средство развития коммуникативной функции речи у детей с ОНР») и игровые тренинги.

Таким образом, социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение ребенка к «всеобщему социальному». Перед педагогами стоит очень важная задача - обеспечить успешную социализацию в первые годы жизни, так как дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Показателем успешной социализации является воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Использованная литература:

  1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ Н.Ф.Голованова – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  2. Закрепина, А. Социальное развитие дошкольников [Текст]/ А.Закрепина //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С.72-79.
  3. Кислякова, Ю.Н., Ковалец, И.В. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста и интеллектуальной недостаточностью [Текст]/ Ю.Н. Кислякова, И.В. Ковалец //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2008. - № 3. - С.15-22.
  4. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1[Текст]/Под общ. ред. С.Г.Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2007. – 96 с.
  5. Тригер, Р.Д. Писхологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. [Текст]/ Р.Д. Тригер – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
  6. Трубайчук, Л. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности [Текст]/ Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 6. - С. 45-47
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.