РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эффективные приемы и методы работы по возрождению национальных традиций на уроках адыгейского языка и литературы

В настоящее время в школах идут глубокие перемены - обновление содержания образования. В этих условиях школе нужен творчески работающий педагог, способный работать самостоятельно, эффективно, используя новые педагогические технологии образовательный процесс, обеспечивающим обучаемым такие условия, которые бы помогли им научиться жить среди людей, работать, воспринимать мир.

Суть моего опыта работы заключается в том, что задачи всестороннего, гармонического развития детей, формирование у них учебных навыков, воспитания любви к своей земле, к своему народу, приобщения детей к истокам культурных традиций адыгейского народа, пробуждении интереса к старинным адыгейским обрядам;

  • формирования художественно- эстетического вкуса;
  • развития творческих способностей учащихся, активизируя фантазию и воображение детей. В решении этих задач мне помогает комплексное использование активных методов обучения, содержания образования и изучение индивидуальных особенностей каждого ученика.

Патриотическое воспитание учащихся на уроках происходит через вовлечение их в процессе художественного творчества. Интегрированные уроки, которые проходят у меня в средних классах помогают учащимся целостно воспринимать окружающий мир. На таких уроках привлекаю произведения живописи (картины), персонажи сказок, которые учат видеть прекрасное вокруг себя. Уроки со сказками проходят у меня с элементами театрализации, что способствует творческому развитию ребенка. Большую роль при этом играет зрительный образ, развивает воображение, пополняет словарный запас, формирует эстетическое восприятие. При работе со сказками использую краеведческий материал - сказки своего адыгейского народа. Наши сказки учат детей быть доброжелательным к человеку, помогать ему в добрых делах, учат справедливости, быть твердым и сильным, смелым и честным, воспитывает любовь к Родине, к своему народу. Дети после таких уроков начинают правильно понимать и оценивать суть вещей, делать различение между добром и злом.

Во время таких интегрированных уроков дети высоко активны, с большим интересом выполняют задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, развивают речь и эстетический вкус.

Десятки поколений сменяются, но не прерывается связь времен через знание культуры и быта своего народа.

Кто мы, кто наши предки, что они оставили нам в наследство, а что мы сами оставим будущим поколениям.

Адыги всех времен очень дорожили своими традициями, обычаями и каждый раз старался не опозорить честь своего рода.

Планируя свою работу, я беру за основу возрождение традиции, обычаев адыгейского народа.

Земля адыгов красива, щедра и гостеприимна. Кто любит и ценит свою землю, тот и восхищается уникальной культурой, добрыми обычаями и традициями адыгейского народа.

Академик Д.С.Лихачев пришел к выводу, что «воспитание подрастающего поколения должно быть национальным, логичным. Что национальные традиции следует изучать и сохранять, что национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их».

Адыгские обычаи и традиции, несомненно, заслуживают серьезного внимания не только для адыгов, но и всех живущих народов в республике Адыгея, ибо адыгская культура, адыгейский этикет «адыгэ хабзэ, адыгагъ»- часть мировой культуры, которую необходимо вписать в само существо, в поведение каждого человека. Адыги никогда не вели замкнутый образ жизни. Они всегда активно общались с передовыми прогрессивными народами мира- с греками, итальянцами, французами, немцами, русскими, англичанами, арабами, турками и др. следствием того явились взаимообмен, взаимообогащение культур всех этих народов.

Обращение к древней адыгской культуре, к традициям и обычаям адыгов вполне оправдано, закономерно. Известно, что адыги не многочисленный народ, традиции и обычаи их заслуживают внимания, так как они гуманны, ими восхищались издавна великие люди. Виктор Гюго очень метко сказал: «Величие вовсе не исчисляются его численностью, как величие человека не измеряется его ростом».

Тему возрождения национальных традиций, обычаев я начала изучать с учащимися на I семинарском занятии «Адыгагъэр – лъэпкъым ылъапс». Учащиеся 9-х классов на эту тему к уроку написали рефераты и на семинарском занятии каждый ученик защищал свою тему. Прошло это занятие насыщенно, оживленно, на доступном языке. Я на этом занятии лишь руководила и делала небольшие дополнения по теме: «Адыгагъэр – лъэпкъым ылъапс».

Уроки-семинары проходят у меня оживленно, присутствуют приглашенные - достойные уважения люди своего аула. Одним из таких уроков по теме: «Почитание, уважение старших». Такие уроки начинаются с выступлении учащихся об уважаемых людях, об их достоинствах. Уважение к старшему - уважение к человеку, который прожил больше, чем ты, имеет жизненный опыт и более мудр во многих вопросах. Почитая старших, ты почитаешь, поколения рода своего и свое начало. Учащиеся активно и творчески готовятся к таким семинарам и выступления содержательные, поучительные. В завершении урока- семинара выступают уважаемые, достойные люди аула, чей пример достоин уважения.

Очень интересно проходят у меня инсценированные уроки, где дети показывают в своих сценариях традиции своего народа: (обряды) лъэтегъэуцу, кушъэхапх, кIапщ, хьакIэщ. Эти обряды немного позабыты нами и порою молодежи это все кажется новым. Инсценируя эти обряды, дети изучают каждую мелочь и вкладывают свою душу. После таких уроков учащиеся запоминают особенности обрядов и в дальнейшем получают широкое распространение среди учащихся среднего звена.

Воспитание подрастающего поколения с раннего детства считалось у адыгов делом очень серьезным. Рассматривая воспитание как подготовку к жизни, адыги начинали этот процесс очень рано. Уже в колыбельной песне ( «Кушъэ - орэд») как будто планировалось, кем, каким станет человек «Лай-лаеу сикIэлэхъум икушъэ… Пщынэо Iазэ ухъуныджэ… Iэзэшхоу укъыращэкIэуи…»

Такие мысли, надежды и предсказания вкладывались в песни, посвященные обряду становления ребенка на ноги- научения ходить( лъэтегъэуцу).

В октябре в 9 классе проходил обрядовый праздник «лъэтегъэуцо» в честь того, что ребенок научился ходить…». Праздник открывала, приглашенная бабушка Аминат, которая поставила перед собой юного героя и спела песню. После такой песни ребенка пустили к круглому столу, на котором были разложены инструменты, символизирующие различные профессии(молоток, книга, ручка, ножницы, предрекает ему профессию .
И тут выбор пал на шприцы - который символизировал профессию врача.
И в завершение праздника исполнены были песни на адыгейском языке, были танцы.

Воспитание у адыгов преследовало цель - подготовка их к трудовой деятельности. И эта подготовка у адыгов в семье, в процессе труда уже с детства.

У любого праздника своя красота, свои обычаи, обряды.

Многие традиции мы утеряли, но традиция празднования «Адыгэ джэгу» основана на самых светлых, чистых порывах души.

Как тут не вспомнить о зажигательных танцах, волшебной музыке и о старинных песнях. И значительную роль на адыгейских свадьбах играли джэгуакIо, являющиеся народными актерами, поэтами, сочинителями песен, певцами, музыкантами, знатоками нравов и обычаев народа.

С учащимися 11-х классов был проведен вечер по теме: «Адыгейская свадьба» , на который были приглашены уважаемые люди старшего поколения. В начале вечера я рассказала, что свадьба у адыгов была всеобщим культурно- воспитательным мероприятием.

Терчуков Касей Айсович рассказал о свадьбах, которые проходили во времена его молодости и рассказ заинтересованно слушали все присутствующие. Первым этапом вечера был показ момента привоза невесты с песней, как заводили во двор и в дом, затем ставили в угол. Далее показали, как жених уходил к дружку на время свадьбы, так как он не должен был показываться старшим. Затем прошла сама свадьба, хьатиякIо приглашал юношей и девушек в круг танцевать, тут интересно было подметить то, как они выходили, танцевали, а затем возвращались на свои места, соблюдая этикет. Тут присутствующие увидели, какой порядок был раньше на свадьбах, увидели, как на свадьбу приходила мать дружка, к которому ушел жених, как ее почитали. Все участники свадьбы старались показать себя, свой ум, талант, воспитанность, выдержку, терпение. Под конец свадьбы невесту выводили из комнаты, где она была определена. Затем все присутствующие начали подавать деньги на ее выкуп . последним невесту выкупает один из племянников семьи жениха. Затем ее завели в дом, где пожилые женщины приветствовали ее.

Члены жюри подвели итог вечера: осудили, как в наши дни проводятся свадьбы и что они на сегодняшнем вечере успели побывать во времена своей молодости и вспомнили прекрасное, забытое.

И, занимаясь возрождением прогрессивных национальных особенностей, мы исключительное внимание уделяем воспитанию у молодежи сплоченности, уважению к своим обычаям. Вечер прошел на высоком уровне, все присутствующие были довольны.

Адыги с большим уважением относились и относятся к старшим. В семье адыгов обычно главой является - отец, он пользуется непререкаемым авторитетом, его слово закон для адыгской семьи.

При нем дети не садятся, громко не говорят, не пьют алкогольных напитков, без его согласия не разрешается никакая заслуживающая внимания проблема. «Уижъ бгъашIомэ, цIыфмэ шIу уалъэгъун», «Зинэнэжъ едэIурэм иIоф мэкIуатэ», «Жъы дэгъу зыдэщымыIэм, ныбжьыкIэ дэгъу щыIэп», «Жъы зэрымысым насып илъэп», «Жъы зыщалъытэрэм кIэр щышIу» и т.д.

Правдивость, верность слову в адыгейском этикете высоко ценились. Ради выполнение данного слова адыг готов был перенести любые испытания. «Узафэмэ улъэш», «Шъыпкъэр дышъэм нахьи нахь лъапI».

Адыги высоко дорожат дружбой. Они верные друзья, человека в беде не оставят, всегда готовы прийти на помощь.
«Ныбджэгъур къэгъотыгъошIу, ау зыIэкIэубытэгъуай», «Къош дэй нахьи, ныбджэгъушIу», «Ныбджэгъур уигъундж».

Начиная с первых дней работы с учащимися 9-11 классов, я знакомлю их с теми традициями, по которым нужно жить в семье, в адыгейском ауле, какие правила культуры поведения. Для этого необходимо не только рассказать о них, но и показать их в действие. С этой целью по данной теме у меня прошел вечер «Сыда цIыфыр зыгъэдахэрэр?»
Проходят у меня интересно музейные уроки: в музее имени Умара Хацицовича Тхабисимова; в краеведческом школьном музее, где дети знакомятся с интереснейшим, богатейшим материалом. Этим уроки прививают у учащихся любовь к малой родине, желание знать и изучать ее историю, традиции, обычаи, развивают творческие способности; привлекаю к сбору краеведческого материала по истории школы, класса, семьи. В своей работе мне помогает семейный клуб из числа активных родителей. Этот клуб помогает мне в решении основной задачи- изучение, возрождение и пропаганда семейных традиции, обычаев и обрядов. О семейных традициях родители, бабушки, дедушки часто рассказывают на уроках, вместе со своими детьми они инсценируют обряды, участвуют и проводят национальные игры.

Изучение и возрождение семейных традиции помогает детям стать добрыми, честными, отзывчивыми. Ребята в своих рефератах с любовью пишут о родном ауле, о его прошлом, о славных, достойных земляках, о своей семье, о традициях в семье. И такая сложенная работа учащихся, учителя и родителей- итог кропотливой работы и умению зажечь «искорку» творчества в детях и родителях.

Очень интересно и содержательно прошел урок по теме: «Адыгэ унагъом исхэм зэфыщытыкIэу яIэщтыгъэр». На этот урок были приглашены дедушки, бабушки, родители, чей пример достоин уважения.

Поистине беден тот, чей дом не знает гостей, ибо что дороже гостя - будь он твой родственник или путник, сбившийся с пути.

Нет, для нас адыгов, разницы в возрасте гостя. Стар или млад, пусть он почувствует в твоем доме тепло и защиту, окружи гостя вниманием и заботой. Гость должен сердцем запомнить твое приветствие, радушие и искренность чувств, которые встретит в твоем доме. А для приема гостей адыги строили « ХЬАКIЭЩ» (кунацкая).

Двери «ХЬАКIЭЩ» (кунацкая) не закрывались ни днем, ни ночью.

Любого гостя, независимо от национальности, адыги встречали радушно. Вспоминая все лучшее о гостеприимстве адыгов, дети инсценировали «адыгэ хьакIэщ», где родители и учащиеся показали свои умения и навыки в приеме гостей по старым адыгейским обычаям. Они исполнили песни, танцы и в завершении накрыли стол блюдами адыгейской кухни и угостили своих гостей. И по итогам всего того, что делается на уроках этики, я выбрала тему открытого урока «ХьакIэр . ХьакIэныр».

Как праздник солидарности людей всех национальностей в населенных пунктах района ежегодно отмечается День образования Республики Адыгея. К этому празднику во всех классах проводили беседы, выставки, конкурсы на лучшее знание истории Адыгеи, традиции и обычаев адыгов.

Проведен конкурс на лучшее стихотворение, лучший рассказ, очерк по теме: «Адыгея родная моя», в котором участвовали дети 5- 11 классов. Активное участие дети 5-11 классов приняли в смотре художественной самодеятельности, где ребята исполняли адыгейские песни, танцы.

Проработав ряд лет учителем в своей родной школе, я убедилась, что необходимо идти от реальных индивидуальных способностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть.

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. И никогда не забывать, что все мы родом из детства.

Дети понимают и ощущают больше, чем кажется на наш взгляд. Они заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения.

Наша педагогика должна быть вдохновляющей, внимательной, поддерживающей. Хороший воспитатель всегда обеспечивает свободу самовыражения личности через сотрудничество, сотворчества, сопереживание.

Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. На основе тщательного изучения программы по этнокультуре я вывела свою концепцию умственного развития детей. Необходимое условие - правильная организация процесса познания себя и окружающего мира. Чтобы в любую минуту ум ребенка был готов к ответу, необходимо помогать ребенку, получать впечатления и сохранять их в памяти. Важное значение имеют подготовка к впечатлениям, сила впечатлений и их закрепление организация творческой деятельности учащихся - это организация поисковых, ориентировочно- исследовательских действий.

Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство- барометр самосовершенствования человека, поэтому окружаю детей положительными примерами поведения, иллюстрирую образцы высших человеческих побуждении, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности. Постоянно на своих уроках учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или корректировать.

Сейчас в нашей стране идет мучительно трудный процесс демократизации нашего общества. А демократия- это еще и интеллигентность, взаимоуважение, взаимопонимание. И в данный момент широко разворачивающееся возрождение национальных обычаев и традиции, развитие национальной культуры, истории и воспитания подрастающего поколения в духе лучших национальных традиции приведет нас к лучшему взаимопониманию и к дружбе. И сейчас самое время вернуться к лучшим национальным традициям, обычаям, призвать их на помощь в воспитании подрастающего поколения.


Мамижева Ж.М.17.09.2017 1480
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.