РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством музыкальных дидактических игр в современных условиях внедрения ФГОС

Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по использованию музыкальных дидактических игр в работе с детьми. Раскрыть значение, познакомить педагогов с многообразием музыкальных дидактических игр.

Начать своё выступление я хочу замечательными словами:

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». Платон

Детство – прекрасное, незабываемое и неповторимое время. В это время дети живут и развиваются в мире игры и фантазии. Они увлечены тем, что можно увидеть, услышать и потрогать. Потому и стараемся мы – взрослые найти формы и методы, с помощью которых легко учиться и учить, весело играя.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника, вовлечь ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества, закрепить в группе в повседневной деятельности знания и умения, данные на музыкальных занятиях. Вот здесь то и приходит на помощь музыкальная игра - эффективное и интересное средство познания действительности.

Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать гамму чувств, настроений, переданных музыкой. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, закрепление материала в самостоятельной детской деятельности и в совместной деятельности со взрослым. Благодаря применению музыкально-дидактических игр у дошкольников активно развиваются не только музыкальные способности, но и значительно активизируется умственная деятельность, развивается логическое мышление, тренируется память, развивается речь и сенсорные способности.

Музыкально-дидактические игры вызывают у ребёнка зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Это прекрасная форма музыкальной деятельности, способствующая приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от правильного методического руководства.

С этой целью ст. воспитатель или муз. руководитель должен проводить консультации для педагогов, где они знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр, узнают, как и когда применить данную игру в регламентированной деятельности и в свободное от занятий время.

Музыкально – дидактические игры, которые я использую, просты, доступны, красочно оформлены, все сделаны своими руками, в этом мне помогают родители воспитанников и конечно дети. Когда пособия, игры изготавливаешь сам – вкладываешь душу и сердце, любовь вдохновение! Применение музыкальных игр даёт мне возможность работать с детьми наиболее содержательно и интересно.

Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь доброжелательные отношения с другими участниками данной игры.

Я предлагаю вашему вниманию музыкально-дидактические игры , которые применяются в работе с детьми на занятиях и в свободной детской деятельности. (утром, после дневного сна, в летний период - на участке детского сада, в отведенные часы для игр) Эти игры могут широко использовать в своей деятельности музыкальные руководители и воспитатели.

1. Музыкальные игры, используемые в процессе пения.

Цель: Формировать исполнительские и певческие навыки

«В гости к песенке»

(Дети по очереди бросают кубик и передвигают фишку – ключик по тропинке к домику. Кто быстрее дойдёт до домика – открывает окошко и узнаёт какая песенка живёт в домике, эту песню дети исполняют)

«Музыкальный цветок»,

(Дети исполняют общий хоровод, один ребёнок выбирает лепесток и отрывает его. На обратной стороне лепестков указаны известные детям песни. Выбранную песню исполняют все хором)

«Весёлый кубик»,

(Дети стоят в кругу. Ведущий бросает кубик в центр. Педагог спрашивает о том, кто изображён на верхней грани кубика, дети отвечают, а ребёнок - водящий голосом показывает как, н – р., «поёт» кошечка, собачка, и так по порядку)

«Птица и птенчики»,

(Педагог играет высокие и низкие звуки, дети пропевают и выставляют птицу, или птенчика на дереве)

«Эхо»,

(Педагог играет звуки, а дети голосом изображают эхо, пропевают высокие и низкие звуки а, у)

Ещё провожу такие игры, как «День рождения», «Петух, курица и цыплёнок».

2. Музыкальные игры, используемые в процессе слушания музыки

Цель: Приобщать детей к слушанию музыкальных произведений, вызывать слуховую активность, развивать умение определять характер музыкальных произведений.

«Весёлые ладошки»,

(Дети слушают музыку и определяют её характер. Выполняют движения ладошками, которые соответствуют данной музыке: колыбельная – ладошки спят, плясовая – пляшут и т.д.) Эту игру можно использовать и в процессе ритмических движений.

«Кубики – календарики»,

(Дети слушают музыку и определяют, к какому времени года относится данное произведение

Дидактические кубики,

(Принцип игры, как у кубиков – календариков)

«Угадай – на чём играю»,

(Ребёнок – водящий играет на музыкальном инструменте за ширмой, дети определяют какой звучит инструмент и показывают соответствующую картинку)

«Весело – грустно», «Клоуны», «Весёлые матрёшки». (У данных игр принцип игры тот – же)

3. Музыкальные игры, используемые в процессе ритмических движений

Цель: Развивать слуховое внимание, ритмичность; закреплять слуховые представления о равномерной пульсации звуков, развивать двигательную активность детей.

«Ритмический кубик»,

(Дети стоят в кругу, водящий бросает кубик и считает сколько предметов изображено на верхней грани. Дети столько – же раз выполняют определённое ритмическое движение: хлопки, притопы, и т.д)

«Подражание»,

(Водящий бросает кубик, называет животное, которое изображено на верхней грани кубика, под музыку показывает движения, характерные для этого животного)

«Кто как идёт?».

(По желанию дети выбирают картинку и под музыку изображают движения определённого персонажа

«Три медведя», (Принцип игры тот – же) «Весёлая карусель»

(Дети выполняют движения в соответствии с музыкой)

4. Музыкальные игры, используемые в процессе игры на музыкальных инструментах

Цель: Развивать слуховое внимание, навыки элементарного музицирования, чувство ритма.

«Осенние ритмы»,

(Дети играют на музыкальном инструменте определённый звук: короткий и долгий)

«Музыкальный зонтик», «Инструментальный кубик»,

(Принцип игры как у дидактического кубика)

5. Хороводные игры

Цель: Развивать слуховое внимание, умение двигаться по кругу под музыку, выполнять движения, характерные для хоровода.

Методические пособия «Волшебное яблоко», «Гриб – боровик», «Русская берёзка».

6. Самостоятельная деятельность

Цель: Развивать творческое воображение, акустический и тембровый слух, умение обыгрывать образы и самостоятельно музицировать, используя нетрадиционные шумовые инструменты.

Нетрадиционные шумовые инструменты, Неозвученные музыкальные инструменты.

«Найди парный звук»

(Дети находят пару одинаково звучащих капсул)

«Весёлая семейка»

Особое внимание я хочу обратить на такие пособия, как «Петушок – колокольчик» и «Весёлые букашки», от них дети просто в восторге! (показать как эти пособия можно использовать)

Все музыкально – дидактические игры и пособия, о которых я вам рассказала – это мои большие помощники, их очень любят дети.

Эти универсальные музыкально – дидактические пособия вы сможете использовать в работе как в самостоятельной музыкальной деятельности детей, так и в организованной.

Уважаемые педагоги, помните! Если малыш окружен любовью и слышит музыку и пение взрослых, он будет расти жизнерадостным, любознательным, активным. И даже не став музыкантом, он будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки.

Старайтесь как можно чаще бывать вместе с детьми в замечательной стране, где звуки дарят счастье, где всё у музыки во власти, в стране радости и незабываемых впечатлений.

Спасибо за внимание!

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.