РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие навыков общения у слабослышащих детей через специальное обучение устной и письменной речи

Изучение речи слабослышащих детей представляет собой актуальный вопрос в специальной педагогике. Проблема речи – одна из важнейших в общей и специальной педагогике.

Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Речевая реабилитация неслышащих и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики. Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.

Значительное речевое недоразвитие, а нередко и почти полное отсутствие речи у слабослышащих детей до их поступления в школу возникает именно вследствие неблагоприятных условий для общения в результате сниженного слуха.

Слабослышащий ребенок в непосредственном общении приобретает самостоятельные некоторые речевые навыки. Однако из-за трудностей восприятия речи при нарушении слухового анализатора общение само по себе не дает возможности полноценно овладеть речью. Безусловно, когда слабослышащий ребенок начинает пользоваться речью со всеми присущими ей функциями, его общение с окружающими будет способствовать развитию и обогащению речи.

В этих условиях роль спонтанного пополнения будет все время возрастать. Но на первоначальном этапе специального обучения речи непосредсвенное общение может быть одним из важнейших средств, а не единственным путем формирования речи слабослышащих детей. Очевидно, речевое развитие таких детей может быть обеспечено только в результате специального обучения.

У детей, имеющих дефект слуха, в значительной степени страдает устная речь. Речь лежит в основе развития других познавательных прцессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность. Глубокие нарушения речи способствуют известной социальной изоляции слабослышащих детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено.

Большую роль в развитии детей с дефектами слуха играет тесная взаимосвязь и взаимообусловленность внутренней речи с внешней, она распространяется не только на устную, но и на письменную форму. В условиях обучения детей с дефектами слуха письменная речь находится в несколько более благоприятном положении по сравнению с устной. Восприятие с помощью зрения делают ее более доступной для слабослышащих детей. Важно учитывать и то огромное влияние, которое оказывает чтение и письмо непосредственно на развитие механизмов внутренней речи. Именно в этих видах речевой деятельности внутренняя речь функционирует наиболее интенсивно.

Устная речь, функционирующая в основном, как разговорная речь, предназначается для непосредственного общения. Письменная речь с содержательной стороны более последовательна, более логична. Она отличается по своему лексическому составу и использованию более развернутых и различных по структуре предложений. От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Одной из важных задач организации и проведения коррекционно-педагогической работы сурдопедагогами является активизация речевого развития учащихся с нарушениями слуха. Письменная речь – это «контекстная» речь.

Следует отметить, что письменная речь, выступая в качестве вторичного образования, обобщает словесный образ и делает слово постоянным и устойчивым. Это является весьма важным для обучения слабослышащих, речь которых характеризуется значительными нарушениями. Все это говорит о том, что письменная речь в различных ее видах может быть использована со слабослышащими детьми, как средство обучения устной речи. Развитие письменной речи считается одной из самых важных задач специального обучения; от успешности ее выполнения в значительной степени зависит формирование словесной речи, как полноценного средства общения и орудия мышления.

Процесс обучения связан с общением. У детей с остаточным и сниженным слухом процесс речевого общения нарушен. Препятствием к речевому общению является нарушенный слух и недоразвитие речи. Развитие слухового восприятия является источником накопления словарного запаса, что расширяет возможности речевого общения.

Овладение речевым общением зависит от ряда условий:

  • состояния слуха;
  • уровня развития речи;
  • антиципации;
  • использования звукоусиливающей аппаратуры;
  • технологии специального обучения.

Таким образом, общее развитие детей со сниженным слухом и его остатками зависит от степени сохранности слуха, уровня речевого развития, организации речевого общения и особенностей специального обучения.

Развитие речи в специальных учреждениях для слабослышащих, предусматривает формирование у детей полноценного средства общения, орудия познания – мышления. Преодоление речевого недоразвития и связанных с ним отклонений в познавательной деятельности является необходимым условием для успешного овладения основными знаниями в окружающем мире.

В ходе формирования речи и ее коррекции предусматривается целая система специального обучения:

  • Развитие понимания детьми обращенной к ним речи;
  • Формирование устной речи;
  • Формирование лексико-грамматического строя речи;
  • Формирование словарного состава речи.

Данный процесс обучения слабослышащих направлен на достижение полноценного средства общения и социальной адаптации слабослышащего ребенка в обществе слышащих людей.

Речь слышащего ребенка формируется в процессе общения с окружающими. Слабослышащий ребенок не может удовлетворить свои потребности в общении с окружающими при помощи устной речи, если он не будет специально обучен. Данный процесс общения осуществляется многообразными способами: первоначальное установление взаимопонимания осуществляется на основе формирующейся в ходе развития мимико-жестикулярной речи.

Для того, чтобы у слабослышащего ребенка возникла потребность при помощи устного слова, он должен в достаточной мере овладеть словесной речью, только при наличии больших успехов в этой области он может понять и оценить преимущество словесного общения перед мимико-жестикулярным. Таким образом сформировать словесную речь у детей, имеющих дефект слуха - значит дать им средство общения, дать возможность вступать в полноценный контакт со слышащими, получить образование.

Принцип интенсификации речевого общения обуславливает необходимость реализации коммуникативной функции языка, формирования у слабослышащих детей потребности в общении на словесной основе, обеспечения широкой речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, овладение фонетическими и грамматическими нормами языка. Данный принцип требует от слабослышащих детей удовлетворить возникшую потребность в общении словесными средствами, расширять диапазон речевых высказываний, не только воспринимать определенную речевую формулу, но и представлять ситуацию, которую она отражает. В этом принципе содержатся образцы речевых средств, которым можно подражать, овладевая речевыми конструкциями разной степени сложности.

Одним из путей эффективной реализации принципа интенсификации речевого общения является создание единого речевого режима в специальных учреждениях, единство требований к речи слабослышащих детей, обеспечение условий содержательного общения.

Результатом успешной реализации этого принципа является формирование у слабослышащих детей положительной установки на речевое общение с окружающими. Дети сами активно пользуются словесными средствами. При этом многие испытывают радость от речевого общения, от возможности спросить и понять ответ, выраженный словесными средствами.

Словесная регуляция постепенно приобретает все большую роль не только в учебной, но и в других видах деятельности. Практика специальной школы для слабослышащих детей подтверждает это.

Таким образом, изучение речи слабослышащих детей, показало, что они как и нормально развивающиеся дети, находясь в постоянном окружении говорящих людей самостоятельно овладевают устной речью. К концу обучения они общаются друг с другом, с другими детьми и взрослыми преимущественно речевыми средствами.

При соответствующем обучении расскрываются широкие возможности для полноценного общения слабослышащих в обществе нормально слышащих людей. И расскрываются широкие перспективы для формирования их личности.

Устная речь учащихся с нарушенным слухом имеет ряд особенностей: употребление лишних слов, нарушение порядка слов в предложении, бедность речи, неразвитость ее синтаксического строя.

Из-за вышеперечисленных особенностей речи, возникла необходимость проводить целенаправленные коррекционные воздействия во внеклассной деятельности, играх и упражнениях, в которых особое место занимает организация свободного от выполнения уроков времени учащихся.

Специальный педагогический процесс следует строить так, чтобы, с одной стороны, расширить речевой запас (проводя специальную работу по развитию речи), а с другой – способствовать коррекции самостоятельно приобретенного речевого запаса (уточнение звукового состава слов, их лексического и грамматического значения, активизация лексики в самостоятельных высказываниях), его систематизации. Это требование распространяется на все разделы учебно-воспитательной работы в школе, на все уроки и различные формы внеклассных и внешкольных занятий.

Таким образом, специальное обучение слабослышащих детей навыкам устной и письменной речи способствует развитию у них навыков общения. Дети, имеющие нарушение слуха могут в определенной мере овладеть не только устной, но и письменной речью. Это чрезвычайно расширяет сферу их общения, возможности приобретения новых знаний, совершенствование умственной деятельности. Развитие речи во многом зависит от возможности общения. Слуховое восприятие при этом имеет большое значение. Полноценное развитие слабослышащих детей возможно лишь на основе овладения ими словесной речью, которая развивается и закрепляется в процессе общения.

Общение имеет огромное значение для развития речи слабослышащих детей и служит его основой.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены