РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Групповая работа на уроках познания мира как средство развития коммуникативных навыков младших школьников

«Единственная настоящая роскошь
– это роскошь человеческого общения»
Антуан Сент-Экзюпери.

Групповая работа

Проблема развития коммуникативных навыков учащихся в современной школе очень актуальна ,т.к. коммуникативные навыки учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так же помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении. Изучение коммуникативных умений школьников обусловлено повышением интереса к новым способам построения урока.

Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей является организация групповой деятельности на уроке. Организация групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (3-5 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.

В своей практике я активно применяю групповую форму работы на уроках познания мира.

При организации групповой работы на уроках познания мира, я ставлю следующие цели:

  • вызвать интерес учащихся к предметам;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • повысить уровень знаний учащихся;
  • учить критическому мышлению.

Задачи групповой работы:

  • научить детей самооцениванию и взаимооцениванию;
  • расширять круг знаний учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности за работу;
  • научить детей работать вместе, дружно;
  • подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать.
  • научить детей говорить, думать, мыслить, слушать и слышать.
  • воспитать ученика коммуникабельным, мобильным, грамотным в межличностных отношениях

Исходя из целей и задач, была составлена модель выпускника начальной школы. В данной модели отражены коммуникативные качества, которыми должны обладать учащиеся начальной школы, через организацию групповой работы.

Освоение данной формы работы начинается с 1 класса. Так как в 1 классе у детей слабый словарный запас, то вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать речевые клише:

  • на мой взгляд….
  • я с вами не согласен…
  • я убеждён в том, что….
  • …был не прав…
  • я хочу дополнить….
  • я не согласен с тобой…..
  • я хочу согласиться с тобой...
  • главное…..
  • я думаю….

Их можно назвать вопросами запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе.

Дети учатся работать сначала в парах, затем в группах. В этот период дети проверяют друг у друга задания, учитель задаёт вопросы, ответы которых обсуждаются в парах, в группах, даёт задание для совместной работы. Так, например, при изучении темы «Дикие и домашние животные» предлагаю ребятам отправиться в необычный зоопарк. У каждой группы в большом конверте лежат иллюстрации животных. Они разрезаны. Ребята должны правильно собрать картинку, сказать, что это за животные, к какой группе они относятся, какой способ питания у этого животного. После выполнения задания, для расширения знаний предлагаю ребятам просмотр видеороликов о каждом животном.

Так же на уроке у каждой группы на партах обязательно лежит памятка "Правила работы в группах", которая еще раз напоминает выступающим о поведении во время работы в группе:

  • говори спокойно и ясно;
  • говори только по делу;
  • говори по очереди;
  • реагируй жестами и знаками;
  • умей слушать других, уважай мнение каждого;
  • Если есть своё мнение, высказывай его, не стесняйся;
  • обращайся к другу по имени;
  • Будь активен не ленись.

Овладев способами совместной деятельности, в дальнейшем учу детей распределению ролей.

Учащимся предлагаю следующие роли:

Примерное ролевое распределение в группе:

  • Организатор (лидер) – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.
  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Конечно, на первом этапе возникают споры между детьми при распределении ролей. Чтобы решить это проблему, заранее пишу на стикерах роли, затем ребята выбирают стикер. Уже во 2 классе дети сами пытаются распределять роли в группе, что развивает их лидерские качества.

При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в трудной ситуации.

Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Он становится координатором, консультантом, поэтому при организации групповой работы необходим подбор таких приёмов и методов, которые будут способствовать совместной исследовательской деятельности, увлечённости, вызывать дискуссию, что позволит развивать коммуникативные навыки.

В своей практике при организации групповой работы на уроках познания мира я использую разные активные методы и приёмы обучения, вот некоторые из них:

Приём «Сортировка»

При изучении темы «Астана» во 2 классе в группы раздаю фото и иллюстрации видов старого и современного города Астаны, достопримечательностей Астаны. Далее группам необходимо рассортировать фотографии их по категориям:

  • Очень давно (прабабушка, прадедушка)
  • Давно (бабушка, дедушка)
  • Сейчас (мама, папа, я)

Дети в группах просматривают фото, обсуждают и распределяют их по столбцам.

- Объясните свой выбор.

- Зачем мы это сделали?

Далее следует постановка проблемного вопроса, которые учащиеся так же обсуждают в группах.

- Как вы думаете, ребята, что можно узнать о нашей столице, изучая эти фото?

Данный приём развивает умение сравнивать, делать совместные выводы, приходить к единому мнению, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Ещё один метод, который очень нравится учащимся «Автобусная остановка», цель которого научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Чаще на уроках я использую проблемные вопросы, вот например, при изучении темы «Животные»:

  1. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
  2. Глаза у стрекозы размером чуть ли не с их голову, этим они обеспечивают её прекрасное зрение, что несвойственно многим другим насекомым. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?
  3. Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
  4. Вышел на поляну олень и стали щипать траву. В это время на спину к оленю смело опустилась сорока. Попрыгивая на спине оленя, она нашла удобное местечко и давай выщипывать целые клочья линяющей шерсти. Почему она это делала?
  5. У клеста нос наперекос. А зачем он такой? Муху им не поймаешь, зёрнышко с земли не склюёшь. Однако клёст доволен своим клювом. Что же в нём хорошего?

В течение 5 минут группа обсуждает поставленный вопрос и записывает ответ. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Читают следующий вопрос, знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Данный метод создает благоприятные условия для коммуникативных способностей детей. Ребятам нравится спорить, приятно решать проблему.

На уроках познания мира для организации групповой работы внедряю деловую игру.

Например, при изучении темы «Независимый Казахстан», чтобы учащимся было понятно, как государством управляет народ и как реализует своё избирательное право, предлагаю следующую деловую игру:

Делим класс на группы

1 группа. Счётная комиссия. Они должны подготовить избирательные бюллетени на кандидатов в депутаты, После тайного голосования подсчитать результаты и подвести итог выборов.

2, 3, 4, 5 группы – доверенные лица кандидатов, Они должны выбрать кандидата и рассказать о нём так, чтобы именно его захотелось выбрать.

6 группа – Оппозиция

Их задача – внимательно выслушать доверенных лиц, определить отрицательные качества, по которым вы считаете, что данный кандидат не достоин быть избранным.
Учащимся 2, З, 4, 5 гр. Предлагается выбрать своего кандидата из известных героев сказок и мультфильмов.

1 – гр. Крокодил Гена
2 - Красная Шапочка
3 - Старуха Шапокляк
4 - Доктор Айболит

В группах учащиеся готовятся к выступлению. Затем рекламируют своего кандидата.

Например:
1 группа. Мы предлагаем кандидатуру Крокодила Гены, т.к. считаем его грамотным, добрым, он заботится о подрастающем поколении, любит животных, надёжный друг, Решает проблемы жилищного строительства, заботится о чистоте окружающей среды

После прослушивания выступает оппозиция:

Оппозиция: Не в коем случае – ему не хватает твёрдости характера, слишком доверчивый.

Вот, например, следующая кандидатура:

3 группа: Мы предлагаем кандидатуру Старухи Шапокляк, Считаем её энергичной, сообразительной, изворотливой, общительной, она кого хочешь сумеет уговорить и переманить на свою сторону.

Оппозиция: Ваш кандидат много врёт. Учит плохим поступкам, обижает маленьких, не уважает старших, губит природу.

Далее проходит голосование:

Счётная комиссия раздаёт всем участникам выборов избирательные бюллетени, объясняются правила заполнения .Объявляется тайное голосование. Избирательный бюллетень бросают в урну. Затем работает счётная комиссия.

Такой активный метод совместной работы позволяет учащимся глубже понять тему, развивает коммуникативные навыки, умение вести диалог, прислушиваться к мнению других, развивает ораторское мастерство.

Групповую форму работы организую при проведении лабораторных работ.

При изучении темы «Вода. Свойства воды» была организована лабораторная работа по группам, где проводили опыты сами учащиеся, следуя инструкции, которая была у каждой группы.

Например: Карточка-помощник.

  1. В один стакан налей молоко, в другой – воду.
  2. Затем положи в них ложечки.
  3. Какая из ложечек ясно просматривается? Почему?
  4. Какие свойства воды ты обнаружил в этом опыте?

Затем в группе дети делали вывод: вода прозрачная и бесцветная.

Продолжили опыт, наливая воду в разные сосуды. Учащиеся сделали вывод, что вода не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. Все результаты исследования каждая группа записывала в таблицу.

Номер опыта / Свойство воды
Опыт 1 / Прозрачная и бесцветная
Опыт 2 / Не имеет формы
Опыт 3 / растворитель

Следующее задание было направлено на то, чтобы учащиеся в группе представили результаты своих исследований в виде постера, кластера «Свойство воды». Ребята оформляли плакаты, затем спикер группы защищал свою работу.

Если другие группы не согласны, учащиеся высказывают своё мнение.

В результате совместной работы дети были вовлечены в исследовательский процесс. Проявили заинтересованность и увлеченность, как сильные, так и слабые учащиеся.

Метод проектов

На своих уроках организую творческие мастерские. В творческих мастерских каждая группа создаёт свой проект в зависимости от темы урока:

Например:
«Макет счастливой семья», «Школа будущего», «Эмблема Астаны», «Жалобная книга природы» и т.д.

В творческих мастерских учащиеся составляют коллаж по разным темам: «Город и аул», «Природная зона: Степь», и т.д.

Данные методы способствуют активизации знаний, умений и навыков учащихся, осуществляют принцип сотрудничества детей, обеспечивают рост личности ребенка, развивает их творческое воображение.

В результате организации групповой работы на уроках познания мира пришла к выводу, что организация групповой работы:

  • создает комфортные условия для общения учащихся;
  • позволяет строить субъектные отношения между учащимися, а также между учащимися и педагогом, что активирует обратную связь;
  • повышает уровень самооценки, а значит, самореализации своего «Я».
  • создаёт условия живого, непринуждённого общения
  • делает урок более интересным, живым;

Таким образом, системная последовательная работа повышает уровень коммуникативных умений уч-ся (график).

Так же групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения повышает уровень межличностных отношений в коллективе.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.