РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

Формы работы по формированию базовых коммуникативных компетенций: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах.

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Цель - активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Работа в группе выполняет коммуникативную и личностно – ориентированную функции.

Во время групповой работы формируются базовые компетентности:

  • информационная
  • коммуникативная,
  • проблемная
  • рефлексивная

Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Варианты комплектования групп: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору "лидера", по выбору педагога.

Виды групповой работы в начальной школе:

  • Работа в парах.
  • Мозговой штурм.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа.

В соответствии с ФГОС II поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач. Достигнуть данных результатов помогает работа в парах постоянного и сменного состава.

Работа в парах.

  • Статическая пара - это пара образованная из детей, сидящих за одной партой.
  • Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно.

Каждый прием работы в парах требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и у учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после определенной подготовки класс приступает к работе в парах сменного состава.

На первом этапе учителю предстоит научиться работать в «рабочем шуме», т.е. научиться слушать и слышать сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять процессом в целом.

У учащихся свои задачи: учиться работать в шуме, научиться регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал, слушать товарища и слышать его, работать по алгоритму.

В процессе такой работы возникает атмосфера сотворчества, радости познания и понимания того, что, как говорит В.К.Дьяченко: «Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения»

Виды парной работы.

Обсуждение.

Обсуждать можно какую-либо тему, вопрос, выраженные как в тексте некоторого автора, так и текстах, высказываниях друг друга.

Цель: понять, где и в чем мнения совпадают, а затем за счет друг друга свои представления расширить.

Обсуждение включает несколько приемов

  • восстановить то, что сказал учитель или ученик, или что прочитал в книжке;
  • интерпретировать текст (мысли) автора, т.е. высказать свое мнение, отношение к этим мыслям;
  • дать свою оценку, выразить оценки других авторов;
  • задавать вопросы.
  • Совместное изучение. Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает.

Предмет изучения: какие-либо тексты.

Обучение.

Обучение в паре может быть организовано как в одну сторону, так и взаимно, при этом один – обучающий, другой – обучаемый.

Необходимые условия для осуществления взаимообучения:

  • ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания;
  • обеспечить взаимообучение можно только на новом материале;
  • обучать нужно малыми порциями.

Тренировка.

Чтобы довести действия до автоматизма используется взаимотренаж.

Цель взаимотренажа: инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет.

Проверка.

Проверка может быть взаимной или односторонней.

Достоинства:

  • в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик сам обнаруживает ошибки;
  • проверка осуществляется «здесь и сейчас».

Я использую в своей работе при изучении различных тем на разных предметах следующие методики:

  • взаимообмен заданиями;
  • взаимодиктант;
  • взаимоопрос;

Использование работы в парах на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, сделать учебу в школе психологически комфортной.

При использования парной работы в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению, учит самостоятельной работе с учебной информацией.
Все это способствует развитию творческих способностей школьников, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление и речь.

Приемы групповой работы.

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент.Распределяются роли внутри группы.Делаются сообщения от каждой группы

Игра "Продолжи"

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

"Охота за сокровищами"

Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и их осмысления или понимания. Группа отвечает на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

"Снежный ком".

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

"Пазлы"

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Групповые формы работы:

  • способствуют вовлечению каждого ученика в процесс активного обучения;
  • пробуждают интерес к активной практической деятельности в процессе, овладения учебным материалом, стимулируют мыслительную активность, творческую деятельность;
  • нацеливают учащихся на самостоятельное овладение знаниями и умениями;
  • развивают субъективную активность, умение правильно вести диалог, слушать своего оппонента, высказывать свою точку зрения, соглашаться с чужим мнением;
  • формируют у учащихся умение принимать свои, не зависящие от учителя, самостоятельные решения.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены