РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии посредством использования инструктивных карт

Сидорова Лариса Геннадьевна
ФГКОУ «Пермское суворовское военное училище МО РФ»,
пгт. Звёздный, Пермский край

В период перехода общеобразовательной практики в России на государственные стандарты 2-го поколения (ФГОС -2) возрастает ответственность учителя за организацию учебной деятельности школьников, обеспечивающую социализацию детей и развитие их творческого потенциала. Перед современным преподавателем любого предмета, в том числе и географии на первое место ставятся задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

Новые требования стимулирует преподавателя искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития, самореализации обучающихся.

Как научить детей думать, действовать, учиться?

Как спланировать урок, чтобы каждый ребенок стал его активным, полноценным участником, даже слабый и не желающий учиться, каждый мог самореализоваться?

Личностно – ориентированный подход как раз обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Тем самым оно способствует развитию у обучающихся высокой познавательной и творческой активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению.

Своеобразным социальным заказом в области воспитания и образовании становится формирование самостоятельности как качества личности школьников. И именно основная школа, как никто другой, отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности – учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей образования и рассматривается, как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

Самостоятельность – крайне необходимое в учебной деятельности качество для детей. В связи с этим ключевой компетенцией школьника является учебная самостоятельность.

Развитие самостоятельной познавательной активности обучающихся обеспечивает усвоение обучающимися способов практической и интеллектуальной деятельности и признается ведущей целью школьного образования.

Функции самостоятельной работы:

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления; повышение культуры умственного труда, интереса;
  • осмысление приобретенных знаний;
  • формирование умения планировать время;
  • выработка ответственности и инициативности.

Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно использую инструктивные карты, с помощью которых делаю акцент на развитие самостоятельности.

Обучение с помощью инструктивных карт — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся.

Познавательная деятельность учащихся при выполнении самостоятельной работы направляется заданием - инструктивной картой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д.

Инструктивная карта – это средство организации самостоятельной работы обучающихся, включающее, помимо содержания, указания о правилах выполнения работ, это карты-задания, материалы для освоения практических умений и навыков по географии.

В инструктивных картах представлена информация двух видов:

  • словесная — описания наиболее рациональной последовательности изучаемых практических действий; рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий; указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений,
  • графическая — рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость.

Инструктивная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в карте — «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию.

Карты позволяют не только описывать ход выполняемой работы, но и уделить внимание наиболее существенным моментам, таким как актуализация знаний по теме, практические действия, теоретическое обоснование выполняемых заданий.

В инструктивных картах обычно выделяют следующие разделы:

  • тема; цель работы;
  • оборудование; вопросы для повторения;
  • ход работы.

Их последовательность и структура могут быть изменены. Могут быть добавлены разделы – справочный материал; повторение пройденного; на заметку; порядок выполнения работы; задания предварительной проработки; подведение итогов; закрепление материала; домашнее задание и т.д. (на усмотрение преподавателя).

Наибольший эффект использования инструктивных карт дает способ, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях.

Немаловажную роль играет и руководство педагога.

Большое значение на начальных этапах имеет четкая постановка задачи, а также инструктаж к работе, в процессе которого учащиеся осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность учащихся к занятию, направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы.

На первых этапах применяются инструктивные карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения. На поздних этапах обучения широко применяются инструктивные карты без инструкционных указаний.

Последовательно от занятия к занятию наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении работ. Самостоятельность учащихся разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

При использовании инструкционных карт соблюдаются следующие принципы дидактики:

  1. Научность. В содержании образования нашли отражение новейшие достижения соответствующей области знаний с адаптацией на познавательные возможности обучающегося.
  2. Цикличность и последовательность. В инструкционной карте практического занятия учебный материал выстраивается в логическую цепочку освоения практических умений, и актуализация знаний идет лишь как закрепление материала.
  3. Сознательность усвоения и деятельности. Сознательность – это полное понимание учащимися содержания и средств своей деятельности. Инструкционная карта важна для правильного использования полученных теоретических знаний при формировании плана дальнейших действий, в том числе и по освоению будущих профессиональных компетенций. Здесь решающее значение имеет уровень знаний преподавателя и умение отобрать, ограничить материал.
  4. Доступность содержания. Доступность содержания реализуется через выделение в инструкционных картах разноуровневых заданий.
  5. Наглядность содержания и деятельности.
  6. Самостоятельность и активность как условие и цель. Активность следует из интереса к учению, но при этом в инструкционной карте важно четко сформулировать, что является контролируемым результатом обучения.
  7. Прочность и системность знаний. Прочность знаний тесно связана с их системностью, основанной на поиске и построении внутри и межпредметных связей и ассоциаций в инструкционной карте.
  8. Коллективность и индивидуальность обучения. Только организовав устойчивую коллективную работу, можно найти время для занятий с более сильными и слабыми учениками. Инструкционные карты способствуют организации единообразной, групповой деятельности, но способ работы учащегося с картой – все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей.
  9. Эффективность учебной деятельности. Предполагает оптимизацию усилий педагога и обучающегося. Эффективность должна подчиняться целям обучения.
  10. Связь теории с практикой. С точки зрения краткости пути от приобретения знаний к их применению инструкционные карты показывают маршрут приобретения будущих профессиональных компетенций.

Продуктивность использования инструктивных карт на уроках географии заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, взаимоконтролю и самоконтролю. Такая форма обучения воздействует и на эмоциональную сферу личности, создавая надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс, тем самым затрагивается все аспекты процесса самореализации.

Применение инструктивной карты занятий или карточки позволяет добиться: экономии времени на объяснение выполнения работы; использование дополнительного наглядного материала в виде рисунков, логических схем, опорных конспектов, работы с немыми рисунками, таблицами, дидактическими играми, работы с текстом; самостоятельности обучающихся; поставленной цели, создает творческую атмосферу познания, активизирует мыслительную деятельность, способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки самостоятельности, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.

Использование в обучении географии инструктивных карт позволило нам с обучающимися достигнуть определённых результатов: усиление положительной мотивации к изучению предмета, рост творческой познавательной активности учащихся на уроках географии, возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Сегодня в условиях высокой конкуренции учебная стратегия, подобно военной стратегии Суворова, должна отличаться исключительной активностью и решительностью. Как говорил великий полководец, который не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере: «Тяжело в учении, легко в бою». Выиграет тот, кто сможет эффективно систематизировать теоретическую базу, освоить практические навыки и завязать как можно больше контактов профессионального свойства.

Инструктивная карта по теме «Воды суши. Болота», 5 класс

Библиографический список

  1. Воронцова О. В. Инструкционно-технологические карты, как средство организации самостоятельной работы обучающихся» [Электронный ресурс] // Мультиурок, «Методическая разработка».- Режим доступа: https://multiurok.ru/files/instruktsionno-tiekhnologhichieskiie-karty-kak-sri.html
  2. Игнатенко И. А. Инструктивные карты и опорные листы на уроках географии [Электронный ресурс] // Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей «Презентации». — Режим доступа: https://edupres.ru/prezentatsii-po-geografii/6-klass/file/12102-instruktivnye-karty-i-opornye-listy-na-urokakh-geografii
  3. Инструктивная карта занятия [Электронный ресурс] // Педагогические идеи, «Конспекты занятий. Доклад».- Режим доступа: http://www.inksystem-az.com/doklad-instruktivnaya-karta-zanyatiya/
  4. Применение инструкционных карт на практических занятиях [Электронный ресурс] // Инфоррмио «Обмен опытом».- Режим доступа:
  5. http://www.informio.ru/publications/id1023/Primenenie-instrukcionnyh-kart-na-prakticheskih-zanjatijah
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.