РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Совместная деятельность классного руководителя и семьи по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Совместная деятельность классного руководителя и семьи по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Статья по проблеме «Развитие качества начального образования» учителя начальных классов Ветринской Елены Анатольевны 
Место работы: МБОУ СОШ №3 п.Никель Мурманской области 

Совместная деятельность классного руководителя и семьи по духовно-нравственному воспитанию младших школьников

Содержание 

  • Введение
  • Духовно-нравственное воспитание младших школьников
  • Родители - социальные партнеры учителя
  • Типы семей
  • Основные направления сотрудничества
  • Примерное планирование организации групповой работы с семьей учащихся младших классов на учебный год
  • Заключение
  • Список используемой литературы


Введение

"Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”
(В.А. Сухомлинский)


На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. 

Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. 

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и учителя действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.
 
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. «Целостность школьного и семейного воспитания, ведущая роль школы в определении направленности семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и осуществлению воспитательного процесса в школе»- одна из заповедей Ш.А. Амонашвили . 

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.

Целью курсовой работы является: рассмотрение отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка.

В процессе рассмотрения ставятся следующие задачи:
  1. Изучение научной педагогической литературы, информационных источников 
  2. Знакомство с Концепцией духовно-нравственного воспитания Российских школьников в ФГОС НШ 
  3. Изучить типы семей учащихся, рассмотреть основные направления сотрудничества 
  4. Составить план дальнейшей работы с родителями учащихся 

1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Семья и школа – два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребенка
Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек» . Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. 

Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Родители (законные представители), так же как и педагог подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на ступени начального –общего образования. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка. 

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. « Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» - писал А. С. Макаренко.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:
 
В области формирования семейной культуры:
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества; 
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; 
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. 

1.1. Родители -социальные партнеры учителя

Работа с родителями –один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания. 

Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, школа должна провести большую и серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства. Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей, под которой мы понимаем целенаправленный процесс утверждения в сознании знаний, схем, способов деятельности, а так же оценок, помогающих эффективно решать такие педагогические задачи, как построение бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с близкими людьми; предотвращение появления отчужденности в отношениях со своими детьми и близкими людьми; успешная реализация социальных ролей (сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, воспитателя или воспитуемого, учителя или ученика) и сознательная подготовка своих детей к их выполнению. 

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской федерации «Об образовании»
В законе Российской Федерации "Об образовании” говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”. 
2. Типы семей 

Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающихся по своим ценностным ориентирам. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребёнка, его характер, поведенческие реакции. 

Российские психологи выделяют несколько типов семей: 

Семья патриархальная или традиционная.

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения. Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.
Дети в таких семьях вырастают с низкой самооценкой: они неуверенны в себе, в своих способностях. 

Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы.
  1. «Я недостаточно хорош»- в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство. 
  2. «Я беспомощен»- у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее. 
  3. «Я чужой»- это позиция эмоционально отверженного ребёнка, который очень рано потерял контакт с родителями и, прежде всего, с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они не общительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, проявляют жестокость и агрессию. 
  4. «Я сверхответственный»- в эту группу попадают дети, которые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они бояться наказания и поэтому совершают порой немотивированные поступки. 
К таким семьям можно причислить семьи современных богачей, которые считают, что степень их богатства автоматически определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей. 

Детоцентристская семья 

Возникший в середине 19 века в Европе детоцентристский или современный тип семьи характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны брака и интимности.

В такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности.
Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его, от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей, принимают этот груз на себя. Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы, ответственности. Их мораль: нам можно все! Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят повелевать, командовать, в общении с друзьями у них часты истерические нотки, хамство, грубость.

Супружеский или постсовременный тип семьи

В семье такого типа отношения определяются не родством и не родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого из них. Такую тактику семейного воспитания называют содружеством.
Главные ценности семьи - сочувствие, сопереживание, отзывчивость.
Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.

3. Основные направления сотрудничества

Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н.Толстой
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

Просвещение по вопросам психологии и педагогики
К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию, знакомство с Уставом школьного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, столовой и т.д.
Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе. Родители должны знать традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнений домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками и их структурой. Классный руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность стать активными участниками классных дел. 

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавая условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.
В планировании воспитательной работы большое внимание уделяется участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях (посещение театров, музеев, экскурсии, походы, поездки, семейные праздники и классные часы).
При переходе детей в 5 класс уделяется большое внимание уже в начальной школе знакомить родителей класса с администрацией школы и педагогическим коллективом.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку. Выявить проблемные ситуации, выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. 

Предварительная диагностика необходима при подготовке родительских собраний
  • тематических и индивидуальных консультаций 
  • внеклассных мероприятий 
  • организации мероприятий 
  • организации поездок и экскурсий 
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а так же у родителей и учеников.
Итоговая диагностика уместно проводить в конце учебного года; по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях -это дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися. 

Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является, оказание помощи и поддержки в решении проблемной ситуации семейного воспитания (кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей). 

Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания).
Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. В коррекционной работе не в меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. 

Формы взаимодействия
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым формам работы классного руководителя с семьей можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.
4. Примерное планирование организации групповой работы с семьей учащихся младших классов на учебный год. 

Сентябрь
  • Классные родительские собрания совместно с учащимися. 
  • Тема собрания «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» 
  • Встреча администрации учебного заведения с родительским комитетом класса. Анализ работы школы за прошедший учебный год и планы на будущее. 
Октябрь
  • Практическое занятие 1. Тема заседания «Сохранение и укрепление здоровья детей в период их обучения в начальной школе» (присутствует медицинский работник школы, педиатр) 
  • Вечер вопросов и ответов для родителей первоклассников  «Чтобы помочь ребенку решать его проблемы, нужно их знать» 
Ноябрь
  • Родительское собрание «Анализ результатов 1 четверти», «Переживание ситуации успеха - залог успешности ученика» 
  • Конференция родителей начальной школы « Традиции семьи и их значение в воспитании». Обмен опытом воспитания детей в семье. Совместное празднование Дня матери. 
Декабрь
  • Мои родительские университеты. Занятие 1. «Правовые знания и их значение в жизни семьи» 
  • Маленькие и большие радости празднуем вместе. Совместное празднование Нового года родителями и детьми. 
Январь
  • Заседание Совета школы. Отчеты родительских комитетов школы о проделанной работе за первое полугодие. 
  • Встреча с психологом и социальным педагогом школы. «Формирование ученичества как личностного качества. Его значение в жизни человека» 
  • Заседание творческого клуба «Сделай сам» (изготовление кормушек для птиц). 
Февраль
  • Праздничное подведение итогов конкурса «Папа, мама, я -спортивная семья» 
  • Родительское собрание по теме «Книжная полка родителей» 
  • Практическое занятие по теме: « Формирование у младших школьников умений и желаний читать» 
Март
  • Мои родительские университеты. Занятие 2. «Как научить ребёнка быть нравственным» 
  • Родительское собрание «Азбука нравственности» 
Апрель
  • Радость творим вместе. Практическое занятие: «Духовная красота и преемственность поколений». 
  • Неделя совместного творческого общения детей и родителей класса. Посещение выставок, зоопарка, театра. 
Май
  • Итоговая отчетная конференция родительского комитета класса. 
  • Родительское собрание совместно с учащимися «Вот и стали мы на год взрослей» 
  • Участие инициативной группы родителей в походах и поездках с учащимися класса. 
Заключение 

Эффективность духовно-нравственного воспитание младших школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в положительную сторону. В.А. Сухомлинский сформулировал: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей. 

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
  • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании; 
  • в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности; 
  • в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей; 
  • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей; 
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе. 
Список используемой литературы
  • Е.Н. Арсенина Внеклассные мероприятия в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2005.-185 с. 
  • Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2009. №2.-с.65 
  • Н. И. Дереклеева Родительские собрания 1-4 классы. Издательство «ВАКО»-2003.-С. 9-44 
  • О.Н. Урбанская Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя.-М.: Издательство «Просвещение»,.1986.-с.13 
  • Т.В. Кружилина доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и специиального образования «Формирование педагогического сознания родителей в условиях современной общеобразовательной школы» 
  • ФГОС: начальное общее образование / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения). 
  • Ш.А. Амонашвили здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1988.-208 с. 
  • Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров Дайте планете шанс!: Кн. Для учащихся. -М.: Просвещение, 1995.-154-160 с. 
Ветринская Е.А.23.02.2013 107510 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar