РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа» 

Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны человеческой жизни. Социальным заказом общества являются люди, обладающие творческим мышлением, умеющие найти нестандартные подходы в решении различных проблем.

Развитие личности ребенка через формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией отныне становится приоритетом начального общего образования. Важнейшей особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения является реализация системно-деятельностного подхода.
В УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено основное внимание.

Второй год учителя нашей школы: Вершинина И. В., Ганичкина Л. М.. Тишина Т. А., Меркулова Е. М. работают по данной программе. Считаем, что основная идея этой программы решает важную задачу современной системы образования. Это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик, как равноправный участник процесса обучения, выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Основные принципы построения УМК это:

  • Принцип непрерывного развития каждого ребенка.
  • Принцип целостности картины мира.
  • Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей.
  • Принципы прочности и наглядности.
  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.
Анализ работы по программе «Перспективная начальная школа» показывает, что все принципы, заложенные в данной системе, направлены на формирование личности ребенка.

Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в его состав учебники опираются на коммуникативные технологии, что соответствует новым ФГОСам. Их цель - научить школьников:

  • общаться с одноклассниками и взрослыми;
  • обосновывать собственную точку зрения;
  • уважать другую точку зрения;
  • владеть устной диалогической речью
  • смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения; Например, в учебнике по окружающему миру понятие Родина рассматривается с разных сторон. Родина – это и то место, где ты родился и живёшь и огромное государство.
Все учебники УМК имеют яркие иллюстрации, что немаловажно для детей этого возраста. Материал даёт представление о целостности картины мира и роли в этом мире ребенка.

Рядом с учащимися на протяжении всей начальной школы на страницах учебников по всем предметам разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры-Маши и младшего брата - Миши Ивановых). У них есть конкретные родители, родственники со своими биографиями и именами.

Познавательная деятельность основана на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с Машей и её младшим братом Мишей; ученики стараются ответить на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками.

Материал учебников доступно и ясно излагается, способствует формированию умений и компетенций. Практические задания позволяют анализировать, учат работать со справочной литературой и дополнительными материалами.

Ребенок может найти интересующие его дополнительные материалы в Интернете, т.к. в учебнике опубликованы соответствующие адреса. Учебники дополнены тетрадями на печатной основе, словарями (орфографический, этимологический, толковый, обратный, произношения и образования слов), хрестоматиями (по литературному чтению и окружающему миру).

Школьники используют информацию, взятую из Интернета, хрестоматий, дополнительной литературы, для самостоятельной подготовки докладов, сообщений, углубляющих раскрытие темы урока. Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное.

Задания учебника ориентирует школьника на открытие знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций.

Важно, что методический аппарат программы помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу в парах и группах, провести практические работы, опыты, эксперименты.

Система заданий дает учителю возможность организовать проблемно-диалоговое обучение пошагово, поэтапно. Учителю не нужно выдумывать ничего нового, "создавать велосипед", а только умело использовать богатый материал УМК.

Использование проектной деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, искать нестандартные решения, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

Реализация системно-деятельного подхода позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, развивать самостоятельность и инициативу в обучении, формирует сознательный интерес к предмету. Ребенок не получает готовую информацию, он понимает, что на уроке сделал «небольшое открытие».

Следует отметить, что УМК «Перспективная начальная школа» реализует механизмы формирования всего комплекса универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Формирование некоторых личностных УУД происходит в процессе работы над системой заданий, ориентирующих детей на оказание интеллектуальной помощи героям. Например, задания: «Помоги Мише (Маше) объяснить что-то или подтвердить его точку зрения, доказать что-то или ответить на вопрос».

Благодаря учебнику по математике под редакцией А.Л.Чекина, ребята учатся контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирует младшего школьника на проверку правильности выполнения их по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков. Регулятивные УУД формируются с помощью заданий типа: «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?».

В учебнике литературного чтения под редакцией А.Н.Чураковой заложен огромный искусствоведческий материал, в «Музейном доме» размещены художественные репродукции. Тексты, представленные в учебнике, воспитывают у ребенка такие человеческие качества как доброту, толерантность, ответственность, способность сопереживать и помогать. Взаимопомощь проявляется уже на уроке. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы.

Если возникают трудности в конкретной малой группе, то обсуждение происходит уже в процессе коллективной деятельности, всегда учитывается позиция собеседника, что позволяет формировать коммуникативные УУД.

Познавательные УУД формируются в процессе работы над проблемной ситуацией; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; структурирование заданий; анализ объектов с целью выделения признаков.
Формирование УУД прослеживается на протяжении всего курса обучения.

Реализация системно-деятельностного подхода в УМК «Перспективная начальная школа» позволяет удовлетворить стремление ребенка мыслить и действовать самостоятельно, формирует интерес к учению, помогает реализовывать свои образовательные потребности.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод о возможности достижения высоких образовательных результатов при использовании УМК «Перспективная начальная школа».

Тишина Татьяна Александровна04.05.2013 60790 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar