РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внедрение ФГОС НОО: первый опыт, проблемы и перспективы

Внедрение ФГОС НОО: первый опыт, проблемы и перспективы

«Внедрение ФГОС НОО: первый опыт, проблемы и перспективы»

Два года назад наша школа активно включилась в изучение ФГОС, а затем и в реализацию стандартов второго поколения. Работа была начата с изучения пакета нормативно-правовых документов, а также анализа финансово-экономического, материально-технического обеспечения, информационной среды и кадрового потенциала образовательного учреждения.

В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация была подготовлена в полном объёме. Приказом директора был создан Координационный совет по внедрению и реализации ФГОС. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников, внесены изменения в Устав, разработаны локальные акты, утвержден список учебников и учебных пособий (УМК), наиболее соответствующих требованиям ФГОС. Определена и описана оптимальная для образовательного учреждения модель организации внеурочной деятельности обучающихся, включая направления и внутренние для ее реализации ресурсы.

Главным результатом деятельности координационного совета рабочих групп стала ООП НОО. Она размещена на школьном сайте и включает целевой, содержательный и организационный разделы.

Заключены договоры об оказании услуг с родителями. Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом пожелания обучающихся и их родителей, оно находит отражение в индивидуальном плане внеурочной деятельности учащегося, который является приложением к договору и оформляется ежегодно.

Сложившаяся в школе система дополнительного образования позволяет удовлетворить различные запросы родителей, предлагает на выбор широкий спектр услуг. Педагоги разработали программы внеурочной деятельности по направлениям: научно-познавательное, художественно-эстетическое, социальное, спортивно-оздоровительное, проектная деятельность.

В 1-2 классах работают познавательные кружки «Информатика», «Риторика», «Развитие речи», «Занимательная математика», «Мир загадок», «Геометрия вокруг нас», «Шахматы», «Юным умникам и умницам», «Звукознайка».

Полноценно представлено художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности: развивают творческие задатки детей занятия в кружках «Мастерская творчества». Укрепляют здоровье, обеспечивают физическое развитие и двигательную активность занятия танцами в хореографическом коллективе «Городок». Организована работа вокальной студии. Со 2 класса многие дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах: фортепиано, домре, гитаре, баяне.

В плане социальной адаптации и нравственного воспитания важная роль принадлежит занятиям по этике, психологии, внеклассному чтению, библиотечным урокам, экскурсиям в школьный музей.

В спортивно-оздоровительном направлении особая роль принадлежит подвижным играм, УШУ, спортивным соревнованиям.  

С 1 класса учащиеся вовлечены в общественные акции и проекты («Чистый город», «Азбука добра», «Забота», «Тетрадка Дружбы»...), готовят проекты для участия в научно-практических конференциях.

Важная роль принадлежит созданию финансовых условий:

  • Привлечение внебюджетных средств.
  • Организация платных услуг.
  • Обновление учебного фонда.
  • Выделение средств на курсовую подготовку педагогов.
  • Введение в систему стимулирования педагогов критерия за реализацию ФГОС.
Безусловно, значительное место имеет материально-техническое обеспечение. Отремонтированные кабинеты, оборудование проекторами, экраном, web-камерами, цифровыми фотоаппаратами. Созданные в школе материальные и санитарно-гигиенические условия обеспечивают комфортную образовательную среду для учащихся начальных классов.

Информационно-образовательная среда включает в себя совокупность технологических средств для решения профессиональных задач с применением ИКТ.

  • Организация публичных отчетов образовательного учреждения.
  • Использование информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, мультимедийные материалы, блогосфера, Интернет) 
  • Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам.
  • Информационно-методическое обеспечение (компьютер, интернет, проектор, принтер, сканер, интерактивная доска, электронные учебники, тренажёры, хрестоматии, энциклопедии, словари)

В библиотеке образовательного учреждения имеется достаточный фонд дополнительной литературы (художественная, научно-популярная литература, справочно-библиографические и периодические издания)

Современная начальная школа многовариантна. Внедрение стандартов второго поколения в нашей школе осуществляется через УМК «Перспектива», «Планета знаний», образовательную программу Л.В. Занкова

За годы работы сложился стабильный педагогический коллектив, достигнуты определённые успехи. Квалифицированные кадры закладывают прочную основу для полноценного начального образования. По результатам тестирования выпускников в рамках проекта «Ступени» школа неоднократно входит в 100 лучших учреждений Пермского края

Цель методической работы – формирование эффективно действующего кадрового состава школы, способного решать проблемы качества образования

Для решения поставленных задач необходимо организовать работу с персоналом школы по следующим направлениям: 

  • УПРАВЛЕНИЕ СОСТАВОМ ПЕРСОНАЛА
  • УЧЁТ ПЕРСОНАЛА И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
  • МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
  • ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
  • КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Одним из основных направлений обеспечения хороших кадровых условий является система повышения квалификации

В настоящее время проблема повышения квалификации очень актуальна, поскольку от уровня квалификации персонала зависит эффективность деятельности школы и степень достижения её целей.

Профессиональные навыки персонала становятся важным стратегическим ресурсом, главным фактором успеха. Формами профессионального развития являются – планирование и развитие деловой карьеры, профессиональное обучение, как непрерывный процесс, обеспечивающий подготовку работников совершенно нового качества, способных работать нестандартно, энергично, творчески. Поэтому повышение квалификации педагогов является важнейшей движущей силой деятельности, обеспечивающей профессиональный рост персонала.

Стратегические задачи работы с персоналом:

  • Обеспечить эффективное управление составом персонала для достижения целей и решения текущих задач образовательного учреждения;
  • Развивать деловые и личностные качества работников ОУ, поддерживая их на уровне требований, предъявляемых к любому работнику в сфере образования;
  • Поддерживать достаточный уровень удовлетворенности персонала работой в ОУ;
  • Обеспечить комплектование школы педагогическими кадрами на 100%.
  • Реализовать систему стимулирования труда для повышения уровня мотивации персонала;
  • Привести систему повышения квалификации и аттестации в соответствие с профессиональной карьерой каждого педагога;
  • Начать реализацию системы дополнительных социальных гарантий для педагогических работников в рамках городской социальной программы;
  • Разработать программу охраны труда работников школы;
  • Привести в соответствие с действующим законодательством кадровую документацию
С точки зрения американского психолога Б. Блума «модель квалифицированного специалиста» формируется по следующей шкале: 

Приведённые выше требования к профессиональному развитию специалиста указывают на необходимость особой организации методической работы в школе, направленной на продуктивную деятельность каждого педагогического работника.

Школа, осуществляющая политику по непрерывному повышению квалификации педагогических работников, имеет все шансы на успех. В связи с этим, центральным звеном в развитии персонала следует рассматривать профессиональное обучение. 

Сопровождение специалиста выполняет несколько функций: обучающую, консультационную, психотерапевтическую, коррекционную, оно может осуществляться через профессиональный тренинг, моделирование и консультирование. Чрезвычайно важно создать психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности, организовать продуктивное социальное межгрупповое и внутригрупповое взаимодействия, диагностирование и исправление профессиональных ошибок. 

Введение «портфолио учителя», а также гласность подведения итогов учебной, воспитательной, творческой деятельности может стать интегрированной формой оценки результатов профессиональной деятельности на уровне учителя

Работник, постоянно обновляющий свой «багаж» знаний, получает уважение и признание коллег, а это очень хороший стимул для дальнейшего личностного и профессионального совершенствования.

Ожидаемые результаты

  1. Профессиональная готовность педагогов к реализации ФГОС.
  2. Устойчивое качество предоставляемых образовательных услуг.
  3. Стабильность коллектива школы.
  4. Повышение восприимчивости к инновациям.
  5. Обеспечение удовлетворённости персонала собственным трудом.
  6. Благоприятная внутренняя среда.
  7. Потребность педагогов работать в данной школе.

Первые результаты внедрения ФГОС показывают, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях нашего образовательного учреждения.

Отмечается ряд положительных тенденций:

  • использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
  • положительная динамика использования учителями начальных классов в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
  • ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды (организация динамических пауз, питьевой режим, выбор комплексов школьного питания);
  • осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;
  • возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами, положительное отношение родителей к реализации внеурочной деятельности.
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо отметить: 

В части материально-технического обеспечения:

  • не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности, высокая загруженность спортивного зала.
  • Недостаточно информационно-компьютерного оснащения в ОУ: автоматизированными рабочими местами учителя и учащихся
В части учебно-методического и информационного обеспечения:
  • Недостаточное количество методических материалов для учителя;
  • Введение нового курса ОРКСЭ слабо обеспечено дидактическими материалами
Введение ФГОС начального общего образования выявило некоторые проблемы кадрового характера:
  • в настоящее время мы видим ряд опытных педагогов, которые испытывают трудности при овладении и использовании современных технических средств в образовательном процессе;
  • упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
  • нехватка специалистов для организации внеурочной деятельности спортивного профиля.
Проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого учителя.
Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? (слайд 29)
Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, имеющееся ресурсное обеспечение и высокий уровень педагогического мастерства в нашей школе.

Морокова Татьяна Дмитриевна25.06.2013 103140 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar