РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Равносторонний треугольник" российского образования.

"Равносторонний треугольник" российского образования. Евфимовская Алла Владиславовна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6 им. М.В. Ломоносова г.о. Самара

В условиях перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития любой страны. Именно поэтому на смену лозунгу «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». 

Российское образование от дошкольного до среднего (полного) откликнулось на эти социальные запросы новыми образовательными стандартами, изменяющими общую парадигму образования со знаниевой на деятельностную Стандарты второго поколения для всех ступеней общего образования рассматривают их реализацию в качестве предмета солидарной ответственности всех субъектов образовательной системы. 

ФГОС начального общего образования, следуя новой парадигме, формулирует цель начальной ступени обучения как личностное развитие младших школьников путём формирования умения учиться. Учиться – это учить себя добывать, понимать, применять полученную информацию путём смыслового чтения. Так реализуется новая цель современного образования, достижение которой возможно лишь при активном участии как самих обучающихся, так и их родителей и педагогов. 

В принятых образовательных стандартах чётко сформулирован государственный заказ нашей новой школе в виде планируемых результатов и обозначен принципиально новый подход к их достижению. Суть этого подхода в том, что впервые на каждой ступени предусмотрены два типа образовательных программ – метапредметные и предметные. Они обязательны для всех субъектов образовательного процесса, поскольку в их основу положен системно-деятельностный подход, отражающий требования времени. 

Среди метапредметных программ, рассчитанных на весь период обучения в школе, программа смыслового чтения «Чтение: работа с информацией» должна стать, на наш взгляд, стержнем, который обеспечит выполнение всех других программ и качественно повлияет на результаты воспитания и обучения. В ходе изучения всех без исключения предметов выпускники начальной школы приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её. Всё это создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов действий. 

В результате совместных усилий школы, самих обучающихся и их родителей ученики начальной школы научатся воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты). Читая на всех без исключения уроках в школе и дома, младшие школьники приобретут опыт ознакомительного, изучающего, поискового чтения, освоят приёмы извлечения и использования информации. Работая с разными учебниками, ребята учатся не только добывать знания, но и выстраивать новые формы общения со сверстниками и с взрослыми, как на уроках, так и в ходе внеурочной деятельности. Благодаря такому общению школьники знакомятся с разными формами представления информации. Еженедельно посещая вместе с родителями районную или областную детскую библиотеки, работая с книгами и журналами в читальном зале, ребята получат основы библиографических знаний, научатся составлять списки используемой литературы, находить несколько источников информации, систематизировать их, пользоваться словарями и справочниками, в т.ч. и на электронных носителях. 

Во многих семьях сегодня имеются персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет. Это обстоятельство даёт возможность учителю обучать детей приёмам работы с полученной информацией: хранить её не только на бумажных (альбом, тетрадь, и т.п.), но и на электронных носителях в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, звукоряда, ссылок). 

Смысловое чтение предполагает наличие целого ряда умений и навыков работы с текстом: умение определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, подробно и сжато пересказывать прочитанный или прослушанный текст. Всё это способствует становлению логического мышления, а также речевому развитию обучающихся. Стать для своих детей активными и заинтересованными слушателями и собеседниками – задача родителей и членов семьи наших школьников. 

Обилие информации, которая окружает наших детей, ставит перед школой ещё одну новую задачу - учить детей на основе имеющихся знаний и жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Для этого необходимо так выстраивать каждый урок, чтобы в процессе работы с одним или несколькими источниками информации была обнаружена противоречивая, конфликтная информация. 

Достижение этих новых целей нашего российского образования в целом и результативность начального образования, в частности, во многом зависит от совместных усилий школы, самих обучающихся и их родителей. Получается своеобразный треугольник, в котором все стороны в равной мере несут ответственность за конечный результат образования, за успехи и промахи учебной деятельности. Вершиной такого треугольника должен стать ученик, а в основании должны стоять семья и школа. Этот «равносторонний треугольник» современного российского образования, подобно горной вершине, даст возможность каждому обучающемуся на протяжении всей жизни подниматься всё выше и выше в своём развитии, стать социально и профессионально успешным человеком. 

Над решением этой профессиональной задачи трудятся педагоги начальных классов нашей школы уже не первый год. Для себя я выделила ту часть этой работы, которая призвана консолидировать деятельность семьи и школы. Безусловно, мы ещё в начале пути, но дорогу осилит идущий.
Евфимовская Алла Владиславовна13.10.2013 13050 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar