РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Новизна стандарта второго поколения в начальных классах

Новизна стандарта второго поколения в начальных классах

Главная цель педагогической деятельности в процессе внедрения ФГОС НОО – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Надо сказать, что само содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий учащегося, обеспечивающее его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Необходимо привить умения, которые позволят детям самостоятельно искать информацию, анализировать ее, активно и творчески включаясь в исследовательскую деятельность. В связи с этим встает вопрос внедрения в процесс обучения технологий, способствующих формированию и развитию у школьников умения учиться с интересом, творчески и самостоятельно. Системно-деятельностный подход в обучении имеет ключевое значение в списке педагогических средств обучения; он, в свою очередь, обеспечивает обучение деятельности и, что самое главное, глубокое усвоение знаний. [2]

Деятельностный метод обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. В чем заключается суть метода? Ученик не получает готовое знание от преподавателя, он сам добывает его в результате собственных действий. Во время применения данного подхода на уроках в начальной школе ко мне приходит понимание, что включение ребенка в деятельность сильно отличается от традиционного способа подачи ему готового знания. Как заключают психологи, усвоение знаний начинается не с предоставления учителем готового образца, а с создания такой ситуации, которая вызывает у ребенка потребность и желание самому добыть информацию и научиться ею пользоваться.

Для каждого урока полезно использовать структуру, которая включает в себя следующую последовательность этапов:

  1. организационный момент;
  2. ситуация «успеха»;
  3. ситуация «интеллектуального конфликта»: «знаю - не знаю», «умею - не умею»;
  4. постановка учебной задачи;
  5. решение учебной задачи;
  6. рефлексия.

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного, прежде всего, на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Уже с первого класса необходимо учить детей выделять цель и задачи урока, сначала с помощью учителя, потом самостоятельно. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок, главными деятелями на данном этапе становятся дети.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Это возможно при условии включения ребёнка в систему работу с информационными технологиями. 

Мультимедиа - это слайд, презентация или видеопрезентация. Разумное использование данных средств играют важную роль в развитии наблюдательности, речи, внимания и мышления, то есть способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, высвобождая ресурсы их здоровья. Огромный плюс – наличие электронных приложений к учебникам. Материал на дисках очень интересен и полезен для изучения новых тем и для закрепления. Благодаря этим дискам уроки интересны, разнообразны, ученики работают с удовольствием. Хорошо было бы, если на уроках у каждого ребёнка была бы возможность для индивидуального использования ноутбука. [1]

В процессе реализации ФГОС НОО приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Список литературы

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.:
  2. изд-во РАО, 2004. – 228 с.
  3. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. Переиздание - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011 – 88с.
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.