РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Системно-деятельностный подход при обучении немецкому языку младших школьников

Системно-деятельностный подход при обучении немецкому языку младших школьников

Полевых Тамара Викторовна,
учитель немецкого языка в начальных классах
МБОУ «Налимовская
средняя общеобразовательная школа
Называевского муниципального района
Омской области».

Согласно стандартам ФГОС иностранный язык – один из важных учебных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях полукультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Интегративная цель обучения немецкому языку младших школьников включает развитие у учащихся коммуникативной компетенции на элементарном уровне в четырёх основных видах речевой деятельности: аудировани, говорении, чтении и письме

При планировании урока немецкого языка я ставлю воспита-тельную и развивающую цели главными. Именно развитие интеллектуальных функций и УУД (универсальные учебные действий), воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, волевой саморегуляции, толерантного отношения и уважения к представителям иных культур мотивируют младших школьников к изучению иностранного языка.

Процесс мотивации имеет принципиальное значение при работе с учащимися.

Используя системно - деятельностный подход на уроке, я стараюсь, чтобы каждый ученик уже в начале урока осознал, насколько интересно будет для него работа на уроке. Ещё на перемене учащиеся получают конвертики с разными заданиями, карточки для работы на уроке, индивидуальные задания для проверки усвоения материала. Учащиеся, получая задания на перемене и видя разноцветную гамму разных листочков, стараются рассмотреть содержимое конвертов. Тем самым уже начинается проявление интереса к предстоящему уроку.

Организую в начале урока обсуждение повторением того, что мы запомнили с прошлого урока: Чем вам запомнился предыдущий урок? Учащиеся непроизвольно сразу высказывают свои проблемы, возникшие, при выполнении домашнего задания, уже не нужно тратить время на контроль домашнего задания.

Учащиеся с интересом вспоминают изученный на предыдущем уроке материал. Далее дети приступают к заполнению листа самооценки, здесь они уже могут поставить себе плюс или минус за выполненное домашнее задание. В листе самооценки в графе предполагаемая отметка за урок ученик ставит свою ожидаемую отметку.

На этапе целеполагания, дети всегда работают успешно, им интересно, чем они будут заниматься на уроке, что их ожидает за разными конвертами и цветными листами, что нужно будет выполнить различные задания. Для плодотворной и насыщенной работы главное - в начале урока создать мотивацию на работу и получение конечного результата.

Главным орудием для речевого этикета служит лексическая сторона речи. Именно на изучение лексики по любой теме заостряю внимание школьников. Слова запоминаем и заучиваем по-разному, у каждого ученика есть в конвертах лексика для усвоения, играя в «чёрный ящик» т.е когда по очереди вытягивают картинки с надписями дети читают надпись видят предмет и запоминают значение слова.

Усваивается лексика при игре «Найди пару». Ученики находят соответствующую рисунку надпись либо наоборот, тем самым вырабатывая навык чтения. После знакомства с лексикой при произвольном хождении по классу, они прячут свои карточки с изображением в любой другой конверт и так далее.

При разнообразии упражнений ребёнок выбирает себе то, которое он желает, но знает, по цветовой гамме, что на жёлтой карточке задание сложнее, чем на зелёной.

Игра «Домино» способствует закреплению лексики. Учащиеся, охотно играя, тренируют память и мышление.
При работе по закреплению изученного учащиеся стараются выполнить как можно больше заданий, предложенных учителем в индивидуальном характере, при работе в группах или в парах, каждый ученик ждёт, чтоб его оценили (молодец, умница и т.д.)

Подбираю разные задания на значения и правописания лексики. На жёлтой карточке нужно вставить букву и назвать слово, на зелёной только назвать. Одно из упражнений на соответствие немецкого слова и картинки.
Во время музыкальной паузы , когда дети подпевают им известнее слова либо подтанцовывают, они вырабатывают фонетические и грамматические навыки. Это доставляет им большое удовольствие. Игровая деятельность в жизненном опыте младшего школьника занимает значительное место.

При изучении грамматики использую сказочных героев. Дети очень внимательно слушают сказки из уст Госпожи Грамматики, при закреплении охотно выполняют разные задания, но при употреблении в речи не всегда могут правильно употребить глаголы или местоимения. Для начальной школы УМК И. Л. Бим сложно. Но структура учебника позволяет на уроках повторения возвратиться к изучению того, что не успели ранее.

Кроме того, я показываю детям видеофильмы; например по теме «Семья», «Выходные», «Зоопарк», «Зима в городе» и т.д. Просматривая их, учащиеся знакомятся со страноведческой информацией, правилами фонетической стороны речи. После просмотра выполняют различные творческие задания. Задания по фильму предлагаю такие: вставь имена героев фильма; сопоставь, чьи это были слова; ответь на несложные вопросы к фильму с выбором варианта ответов; составить вопросительное предложение из предложенных слов; продолжить историю в картинке – творческие задания обычно выполняются дома.

Учителю необходимо создавать к каждому уроку множество дидак-тического материала разноуровневого характера, так как при выполнении заданий на отдельных листах и достигнув результата , ученик может положить своё достижение в копилку портфолио, что стимулирует ученика к выполнению работ.

На этапе рефлексии, которому я уделяю большое внимание, я стараюсь, чтобы ученик сам оценил себя, смог проанализировать, чему он научился на уроке, ответить на вопрос, сможет – ли он применить свои умения на следующем уроке и как это сделать? Дети к середине второго класса уже стараются сформулировать свои предположения.
Психологический настрой в конце урока на последующий урок имеет большое значение.

Трудности возникают в том, что учащиеся начальной школы не могут быстро переключатся с одного вида деятельности на другой. Многие после выполнения понравившегося задания не желают выполнять другое упражнение. Дети быстро устают при чтении. В начальной школе ещё нет достаточного навыка работы с учебником или рабочей тетрадью. Приходится много времени уделять разъяснению домашнего задания, так как фраза одного из домашних заданий в учебнике непонятна детям. Например: «Выберите задание из рабочей тетради». Родители и дети затрудняются при выполнении данных упражнений.

Вывод: Каждый раз, выбирая задания для учащихся, учитель должен понимать, какую именно функцию эти упражнения должны выполнять в учебном процессе, какую роль они сыграют в решении учебных задач.

Полевых Тамара Викторовна18.09.2014 22340 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar