РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учет возрастных особенностей младших школьников как одно из основных требований ФГОС

Учет возрастных особенностей младших школьников как одно из основных требований ФГОС

Автор: Коньшина Наталья Васильевна
Учитель английского языка
МОУ «СОШ № 10» г.Ухта


Раннее обучение иностранным языкам — одно из приоритетных направлений в образовательной политике как Российской Федерации, так и западноевропейских стран. С введением в Российской Федерации нового государственного образовательного стандарта (ФГОС) изучение иностранных языков начинается со 2 класса. С одной стороны возраст младшего школьника является самым благоприятным периодом для развития языковых и речевых способностей, но с другой стороны возникают проблемы, связанные именно с особенностями памяти, мышления и внимания этого возраста. А ведь именно учет возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования является важной составляющей требования ФГОС к условиям освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Так как же организовать образовательный процесс так, чтобы обучение иностранному языку было и интересно, и результативно?

Ответом могут стать не только исследования психологов и методистов, но и опыт учителей младших классов. Рассмотрим основные возрастные особенности детей от 6 до 10 лет и выделим благоприятные условия для формирования языковых и речевых компетенций.

В своих исследованиях Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Маслыко Е.А., Выготский Л.С., Мухина Т.К. и др. отмечается, что в это время кардинально меняются протекание всех психических процессов учащихся, поэтому этот возраст является переходным.

Ведущая деятельность. В этом возрасте у детей происходит переход от игровой ведущей деятельности к учебной. Так 1–2 классах еще ярко проявляется игровая деятельность, а в 3–4 классах все больше будет проявляться учебная. Поэтому основной формой обучения любой речевой деятельности во втором классе будет игра. Речь на чужом языке – всегда условность, всегда “как будто”, и чем точнее здесь будут соблюдаться условия игры и ее законы, тем эффективнее будет формирование речевых навыков. Условиями игры здесь могут быть скрытые критерии оценивания, которые учащийся будет использовать для самоконтроля и взаимоконтроля, а учитель – для оценивания результатов. При этом к 3 классу от игровых форм необходимо переходить к собственно учебным.

Внимание. Большие изменения претерпевает внимание детей. Младшие школьники, как пишет Б.Д. Эльконин, отличаются неустойчивостью внимания, что проявляется в их способности сосредотачиваться лишь на 2–3 минуты. Они не способны сознательно управлять своим вниманием или долго удерживать внимание на чем-либо одном. Это дает возможность учителю управлять вниманием детей яркой наглядностью, формой работы или современными ИКТ, ТСО. Частая смена видов деятельности позволяет на одном уроке формировать разные компетенции, но в небольшом объеме, при этом не вызывая утомляемости детей, т.к. для них естественно частое переключение внимания. Таким образом, на каждом уроке есть возможность включения работы над всеми видами речевой деятельности.

Мышление. Мышление младших школьников продолжает развиваться. В возрасте 6 – 10 лет происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Следовательно, во время занятий следует активно использовать красочные иллюстрации и прочие виды демонстрационного дидактического материала. Наглядные материалы должны быть интересные, сюжетные, побуждающие к игре, хорошо, если это будут любимые персонажи сказок или мультфильмов. Такое мышление практически неразличимо с воображением, поэтому объяснение правил лучше строить на образах, которые будут понятны, интересны детям, дадут простор воображению, что поможет лучшему усвоению материала, легкому запоминанию и быстрому узнаванию языкового явления в новой ситуации.

Память. В младшем школьном возрасте, уточняет А.Н. Леонтьев, происходит переход от непроизвольной памяти к более сложным: произвольной и осмысленной. В этом возрасте плохо развита кратковременная и оперативная память, поэтому младший школьник не может запоминать на уроке необходимый лексический материал, как ученик старших классов, но благодаря непроизвольному запоминанию при многократном повторении информация сохраняется в долговременной памяти. Называя такое явление «чудом» опытные учителя пишут, что у старшеклассников при запоминании слов работает так называемая «кратковременная» память, поэтому они быстро забывают, а у младших школьников запоминание непроизвольное. На запоминание им требуется больше времени, в то время как лексические единицы, которые они запоминают в начальной школе, сохраняются в их памяти весь период обучения. Это подтверждает тот факт, что даже дети с очень слабой памятью, будучи девятиклассниками, могут вспомнить и рассказать стихотворения и рифмовки, которые выучили в начальной школе – иногда, довольно длинные и сложные.

Таким образом, возрастные особенности детей младшего школьного возраста могут стать благоприятными условиями для формирования речевых компетенций при правильной организации учебного процесса. А именно, использование красочных наглядных материалов, ТСО, ИКТ, объяснение через яркие образы, частой смене видов и форм работы, многократному повторению и введение игровых ситуаций с четкой системой правил.

Использованная литература:

  1. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию [текст]: Б.Д. Эльконин. – М.: Тривола, 1994. — 148 с.
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка [текст]: Справочное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск, 1996. – 112 с.
  3. http://danilova.ru/publication/read_metod_05.htm
  4. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/05/30/psikhologicheskie-osobennosti
Коньшина Наталья Васильевна04.11.2014 21850 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar