РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Условия успешной реализации требований ФГОС НОО в гимназии.

Условия успешной реализации требований ФГОС НОО в гимназии.

Самое важное преобразование в системе общего образования школ России является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, в основе которого лежит формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий на основе системно-деятельностной педагогики, продиктованное необходимостью подготовки обучающихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.[1] Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения, и школа становится учреждением, формирующим в 1 классе навыки самообразования и саморазвития.

В 2010 году наше образовательное учреждение активно включилось в изучение, а затем и во внедрение ФГОС второго поколения. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала гимназии. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе гимназии была рассмотрена на заседаниях кафедры учителей начальных классов, педагогическом совете. проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе- внеурочной деятельности учащихся.

Администрация школы:

  • составила план внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО второго поколения;
  • внесла изменения в Устав и локальные акты, в образовательные цели, учебный план (в соответствии с ФГОС НОО);
  • создала рабочую группу по разработке программ учебной и внеурочной деятельности;
  • провела анкетирование родителей, определила направления в работе учебной и внеурочной деятельности: художественно-эстетическое, научно–познавательное, спортивно-оздоровительное, социальное.

Кафедра учителей начальных классов:

  • разработала систему оценки универсальных учебных действий и достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО; оценку качества учебных достижений обучающихся и основных направлений деятельности по введению и реализации ФГОС;
  • учителя гимназии прошли курсовую подготовку в УИПКПРО, г.Санкт-Петербурге по теме « Реализация ФГОС НОО »;
  • изучила и разработала нормативно-правовую базу введения ФГОС;
  • разработала Основную образовательную программу;
  • определила перечень учебников и учебных пособий соответствующих ФГОС;
  • провела совместные заседания методических объединений гимназии; приняла участие в сеансах видеоконференцсвязи, перенимая опыт коллег России;
  • провела общешкольную родительскую конференцию «Введение ФГОС второго поколения»;
  • педагоги выбрали методические темы самообразования направленные на реализацию ФГОС: «Проектирование и реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования на основе УМК «Планета Знаний»; «Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся начальной школы», «Создание портфолио обучающихся в условиях реализации требований ФГОС НОО» и др.;
  • провела диагностику готовности учителей начальных классов к введению ФГОС.

Систематически ведется работа по созданию базы методических материалов по результатам реализации проекта и оснащённости кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащённости учебного процесса и оборудованию учебных кабинетов, оптимизируется управление образовательным процессом с привлечением возможностей информационной среды. На сайте гимназии размещается информация по введению ФГОС, о мероприятиях, проводимых в начальной школе. Все учителя 1-4 классов ведут электронные журналы. Многие учителя имеют свой сайт.

С первых дней обучения ведётся образовательная оценка качества обучения. Полученные данные используются для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Уровень сформированности общеучебных навыков по предметам отслеживается администрацией в течение всего года. [2] В ходе учебных занятий учащиеся учатся: понимать , принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои учебные действия; создавать трудности и искать пути их преодоления; осуществлять поиск информации из разных источников; наблюдать и сопоставлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка; оценивать свою работу.

Начиная с первых дней, обучающиеся нашей гимназии под руководством педагогов выполняют ряд творческих и исследовательских проектов: «Безопасная дорога в школу», «Наш класс», «Я и мое имя», «Я умею» и другие.Наши ученики становятся победителями и призёрами городских и региональных конкурсов. Кроме этого, учащиеся 1-3 классов самостоятельно работают в курсах с ИКТ – поддержкой, разработанных учителями первых классов. Учащиеся начальных классов публикуют свои работы на сайте "Открытый класс", участвуют в Интернет-проекте для одарённых детей "Алые паруса".

С введением новых государственных стандартов начального общего образования школьная жизнь стала более насыщенной и разнообразной. ФГОС НОО открывают перед детьми большие возможности и перспективы.
Создание комфортной здоровьесберегающей среды — одно из важнейших направлений нашей гимназии.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

В 1-3 -х классах учащиеся обучаются по УМК «Планета Знаний» – утвержденным МО РФ. С родителями учащихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Организовано 2-х разовое питание.

В течение 3 лет педагогами проведеныоткрытые занятия учебной и внеурочной деятельности для коллег и родителей, прошло 3 городских и 4 областных семинара "Создание условий для реализации ФГОС в начальной школе", "Формирование УУД младших школьников", "Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации в свете требований Федерального закона "Об образовании в РФ", "Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности". Подготовлены и проведены педсоветы гимназии о «Формировании УУД в условиях внедрения ФГОС», "Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности".

Важнейшей задачей современного начального образования является формирование Универсальных учебных действий – совокупность способов действия обучающихся, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [3] Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становиться возможным благодаря формированию системы УУД. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Сам факт использования ребенком УУД в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности.

Для формирования познавательных интересов каждый учитель использует свои приемы и методы. Наиболее эффективными средствами включения в процесс творчества является игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность.

Исследовательский характер заданий направлен на разгадывание способа выполнения, выработку выигрышной стратегии игр.

Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать, умение и готовность вести диалог, искать решение оказывать поддержку друг другу.

Личностные результаты проявляются в сформированности УУД иметь свою точку зрения, отстаивать ее при необходимости, сотрудничать с взрослыми, давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
Регулятивные действия обеспечивают возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (орфографические, стилистические, графические, пунктуационные, лексические). Для решения этой задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Родители наших обучающихся удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что исчезла тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде. Опыт организации внеурочной деятельности стал для педагогического коллектива школы важным с позиций дальнейшего совершенствования её модели и создание условий для достижения запланированных образовательных результатов, обозначенных требованиями ФГОС. Первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Время, проведённое ребёнком в школе, даёт им положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет представления об окружающем мире. У детей сформировались доброжелательный отношения, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.

Каждый обучающийся получил возможность развивать свои способности на кружках внеурочной деятельности в нашей гимназии.

Основными документами внеурочной деятельности является разработанная рабочей группой основная образовательная программа начального общего образования, учебный план [4 ].

Таким образом, считаем, что сегодня в каждом общеобразовательном учреждении необходимо создать комфортно развивающую образовательную среду, обеспечивающую хорошее качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для учащихся и их родителей; духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся; комфортную по отношению к учащимся и педагогическим работникам; гарантирующую охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся.

Литература

  1. Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., Просвещение, 2008.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Проектная деятельность в основной и старшей школе/ Под ред. А.Б. Воронцова, - М., Просвещение, 2011.
  6. www.standart.edu.ru.
Романова Юлия Юрьевна13.11.2014 29400 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar