РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование экологической культуры обучающихся на основе их исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС

Формирование экологической культуры обучающихся на основе их исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС

В.М. Тарасова
учитель биологии,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-лицей №32 г. Белгород

Для реализации экологического воспитания важным является положение стандарта об интеграции урочной и внеурочной работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют активная жизненная позиция, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Актуальность темы обусловлена тем, что проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самореализации.

Теоретической основой являются современные исследования в области экологического образования (И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.); положения о сущности экологической культуры, ее ведущих признаках и путях формирования, которые раскрываются в трудах ученых-педагогов И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, а также педагогические взгляды профессора БелГУ И.Ф. Исаева, в которых определяется «цель формирования экологической культуры школьников, воспитании бережного, ответственного отношения к природе». [10].

Учебно-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Формирование экологической культуры учащихся лицея №32 г.Белгорода ведется через различные формы и методы работы. Мы исходим из того, что интеллект и нравственность развиваются в гармонии тогда, когда ведется целенаправленная работа по освоению содержания образования повышенного уровня и используются адекватные содержанию формы, методы. В этих целях в лицее организованно научное общество, факультативы, кружки. Лицеисты включаются в тематические экологические практики в каникулярное время, участие в научно-практических лицейских конференциях, во Всероссийских программах.

Формы экологической работы в лицее различные:

  • исследовательские;
  • конкурсные;
  • игровые;
  • познавательные;
  • продуктивные.

Развитию экологического мировоззрения способствует проектная деятельность школьников.

Проектная деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи. Участвуя в проектной деятельности, учащийся узнаёт много новой интересной и познавательной информации, которая к тому же, может пригодиться ему при дальнейшем изучении данного предмета в школе. Благодаря выполнению проекта у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы, формируется определённая система взглядов и убеждений, то есть мировоззрение. Вовлечение ребят в выполнение проектных работ такого типа способствуют формированию у них бережного отношения к природе, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к сохранению природных богатств и жизни вообще.

Исследовательская работа лицеистов строится с учетом возрастных особенностей учащихся и включает ряд этапов:

Этап подготовительный. На организационном заседании происходит распределение тем исследовательских проектов, выбор учащимися.
На подготовительном этапе происходит сбор предварительных данных об объекте изучения, подбирается методика, оборудование, изучается литература.

Этап экспериментальный. В процессе экологических практик, полевых исследований, закладки опытов учащиеся проводят фенологические наблюдения, замеры, делают описания объектов исследования. Учащиеся готовят коллекции, гербарии, определяют с помощью определителя видовой состав растений.

Этап отчетный. Составляется отчет об исследовательской работе или научно- исследовательский проект по следующим разделам: введение, актуальность темы, цели и задачи исследования, литературный обзор, экспериментальная часть (описание методики исследования, постановка эксперимента, построение таблиц, диаграмм, графиков, фотографий), выводы и рекомендации, список литературы. [6].

Каждый исследователь докладывает о ходе своей работы на заседании научного общества не более двух раз. И только когда работа завершена, ученик выступает на общелицейской конференции перед широкой аудиторией, он может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне. Это заставляет ученика более тщательно прорабатывать выступление, использовать наглядность, оттачивать свои ораторские способности, отвечать на вопросы из аудитории.

Лучшие учащиеся с исследовательским проектами принимают участие в областной конференции. Самые лучшие работы учащихся получили выход во Всероссийские программы «Шаг в будущее», «Первые шаги», «Юность. Наука. Культура».
Наиболее эффективно формированию интеллектуально-нравственной культуры личности учащихся способствует деятельный подход к обучению, когда ребенок ведет поиск информации и выступает в роли исследователя, а не пассивного слушателя. Самостоятельно изучая выбранный объект, или проблему, учащийся приобретает интерес не только к предмету исследования, но и к самому процессу познания, что формирует активную жизненную позицию

Выбирая объект для исследовательской работы в городе Белгороде, мы обратили внимание на такое сообщество как парк, который имеет не только важное экологическое значение, но и историческую и эстетическую ценность; а также практическую значимость для настоящего и будущих поколений. Кроме того, это будет частицей малой Родины ребят, что-то близкое и родное, то, к чему их сердца не останутся равнодушными. Городской парк находится в 5-ти минутах ходьбы от лицея №32. В этом парке многие ребята бывали с детства, гуляли с родителями, ходили на экскурсии с учителями. Чтобы внести свой вклад в сохранение парка, мы решили провести исследовательскую работу на его территории, выявить экологическое состояние атмосферного воздуха методом биоиндикации. Это и стало темой экологической летней практики учащихся 7-го класса с профильным изучением биологии.

Для проведения исследовательской работы были выбраны самые доступные, безопасные и результативные методики, которые могли выявить экологическое состояние парка, факторы воздействия, биологическую ценность живых организмов территории парка, отношение населения к этому природному комплексу. Часть используемых методик была взята из литературы: Т.Я. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг» [9], С.В. Алексеев «Практикум по экологии» [8], С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева «Школьный практикум. Следим за окружающее средой нашего города». Некоторые методики разработаны самими учащимися под руководством учителя.

Кроме коллективной, исследовательская работа учащимися выполняется индивидуально по интересам. Тема обсуждается с учителем биологии, который руководит творческой работой юного исследователя.

Исследовательская деятельность учащихся основывается на: жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы); наглядности (можно увидеть, потрогать); ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится). [12].

Работа осуществляется как на уроке так и во внеурочной деятельности.

Сегодня, когда наука, техника развиваются стремительно быстро, наша цель- подготовка выпускника умеющего мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения, отвечать и защищать свои действия, свои выводы.

Научная работа с ученической скамьи поможет воспитать выпускника интеллигентного и образованного, является важным фактором при подготовке в ВУЗ, в выборе профессии.

Библиографический список

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон РФ от 1992г. «Об образовании».
  3. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 2002г.
  4. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» 1994г.
  5. Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 1994.
  6. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская работа школьников. 2002. №1 с 24.
  7. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования.-Методист,2002. №2 с 28.
  8. Алексеев, С.В. Практикум по экологии: Учебное пособие [для углубленного изучении я школьного курса экологии] С.В. Алексеева, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев [общ. ред. С.В. Алексеева]./М.:АОМДС,1996. – с 189.
  9. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Практикум по экологии. М.:Просвещение, 1988. - 85с.
  10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.:Школа-Пресс,1997.-512с.
  11. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход.//Стандарты и мониторинг в образовании,2006, №3, с. 12.
  12. Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся:Методический сборник. – М.:Народное образование, 2001.
  13. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся.– Инновации в образовании,2005, №2, с.66.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  15. Экологическое образование школьников/под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. – М.,1983.
Тарасова Валентина Михайловна07.02.2016 7740 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar