РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология социального сотрудничества дошкольного учреждения и семьи

Горбунова Татьяна Николаевна

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создание условий для повышения педагогической культуры педагогов и родителей.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

  • между правами и обязанностями родителей, и неумением ими пользоваться;
  • между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
  • между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
  • между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни, и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, т.ч. в «Законе об образовании», «ФГОС дошкольного образования».

В связи с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает и обучает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения становится не только воспитателем детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты-педагоги дошкольных учреждений.

Цель проекта: выявление и экспериментальное апробирование организационно-педагогических условий формирования сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Задачи проекта:

  1. Выявить теоретические предпосылки формирования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
  2. Обосновать организационно-педагогические условия формирования сотрудничества педагогов и родителей.
  3. В ходе проектной деятельности апробировать эффективность выявленных организационно-педагогических условий.

I. Основная часть.

Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.

О необходимости создания крепкого союза образовательного учреждения и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. «Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечение их в этой работе» (Н.К. Крупская).

В 50-70 г.г. изучались условия нравственного воспитания детей в семье (Л.В. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В.Я. Титаренко), которые выявили зависимость уровня коллективистской направленности поведения со сверстниками от его положения в семейном коллективе.

В конце 90-х - начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «…Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия»

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Высоко интегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияние друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением.

В соответствии с «Законом об образовании», где записано, что родители являются Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Признаками сотрудничества педагогов с родителями являются:

  • осознание цели деятельности каждым участником процесса;
  • четкое разделение и кооперация труда между его участниками;
  • личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощи, самоконтролем;
  • положительные межличностные отношения.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании и образовании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные.

II. Практическая часть

Объектом исследования явился процесс взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном учреждении.

Предмет исследования: формирование сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи в специально созданных организационно- педагогических условиях.

Цель исследования: выявление и экспериментальное апробирование организационно-педагогических условий формирования сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Гипотеза исследования: формирование сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи будет наиболее эффективно при выполнении следующих организационно-педагогических условий:

Технологическом подходе к обеспечению взаимодействия между педагогами и родителями;

  • Оказании методической помощи педагогам в установлении контакта с родителями, состоящей из нескольких этапов: диагностика, планирование, консультирование и контроль;
  • Планомерном и активном распространении педагогических знаний среди родителей;
  • Вовлечении родителей в деятельность ДОУ c использованием целесообразного сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

B соответствии c целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

  1. Выявить теоретические предпосылки формирования сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.
  2. Обосновать организационно-педагогические условия формирования сотрудничества педагогов и родителей.
  3. B ходе опытно-экспериментальной работы апробировать эффективность выявленных организационно-педагогических условий.

Заключение

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества с родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

  • функция воспроизводства;
  • первичный социальный и сексуальный контроль;
  • экономическая поддержка детей;
  • поддержка нетрудоспособных;
  • защита прав ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял сваи личные потребности в семье. К ним относятся:

  • удовлетворение потребности в любви;
  • функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности; - функция самоутверждения, самореализации, личностного роста; психотерапевтическая функция семьи;
  • функция социальной ответственности за каждого члена семьи; - функция формирования позитивных отношений;
  • функция формирования культурной общности.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Высоко интегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, a ее члены имеют хорошо развитые «про семейные» мотивы; се¬мья имеет хороший контакт и взаимодействие c социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг o друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гумaнные правила поведения. B такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношении.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, B.K. Лoсева выделяет следующие:

«Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать y дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

«Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют y дочери представление о том что роль матери связана прежде всего c трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. – М., 1976. – 202 с. Общая основа психологии. – 3е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1999.
  2. Арнаутова, Е.П.-В гостях у директора ... у директора: беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей ... с семьей / Е.П. Арнаутова. – Москва: Линка-Пресс, 2004. – 208 с.
  3. Брускова, Е.С. Урок после уроков: о воспитании детей в семье / Е.С. Брускова. - М.: Просвещение, 1987. - 164с. 10.
  4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / авт.- сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.- М.: АРКТИ, 2003.-80с.
  5. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями//Управление ДОУ.2002. №4.С.100-110.
Горбунова Татьяна Николаевна01.11.2016 130 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar