РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Возможности уроков литературного чтения для формирования коммуникативных УУД младших школьников

Лисёнкова Любовь Александровна

Введение

В настоящее время российская система образования претерпевает трансформации, связанные с внедрением новых педагогических моделей. 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который ориентирует, прежде всего, на формирование личностных характеристик школьников. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .

Исследователи отмечают, что «уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это побуждает считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования» . В связи с этим целью реферата является рассмотрение теоретических основ и практических заданий, направленных на формирование УУД в курсе литературного чтения. Структура реферата состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

 

1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Сам термин «универсальные учебные действия» подразумевает умение учиться, что выражается в способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта . При этом в их составе выделяются 4 основных блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.

Важно понимать, что в течение младшего школьного возраста проис-ходит становление коммуникативной компетентности. Главной целью коммуникативных УУД является обеспечение социальной компетентности и ориентации на других людей, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и т.д.

В состав коммуникативных УУД входят:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов, что подразумевает сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Следует учитывать, что коммуникативные универсальные учебные действия, прежде всего, формируются на уроках. При этом реализуется коммуникативная направленность обучения (обучение общению с помощью общения). При этом развитие коммуникативных умений осуществляется на материале учебников всех предметных линий.

В указанном процессе происходит приобретение опыта коллективного взаимодействия, формирование умения участвовать в учебном диалоге, развитие рефлексии как важнейшего качества и др. В связи с этим очень важно создавать необходимые условия, чтобы сотрудничество внедрялось в процесс обучения. Только в этом случае дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми.

 

2. Практические задания в курсе литературного чтения, направленные на формирование УУД

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий в курсе литературного чтения целесообразно использовать целый ряд методических приемов. В частности, важное значение имеет чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация). Также необходимо учитывать позицию собеседника, чтобы убедительно обосновывать строчками из текста заявленное чужое мнение. Например, «автор пишет о смехе как о живом существе. Докажи это при помощи текста» .

Кроме того, можно практиковать постановку вопросов по изучаемому произведению. Вопросы должны быть целесообразными и связанными с определенной целью. Большое влияние на развитие УУД оказывают ситуацию формирования речевых умений. В частности, это может быть участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках. Например, «Герой какого рассказа тебе симпатичен? Почему?»; «Для чего же человеку руки нужны?»; «Кто из персонажей тебе понравился? Чем? Кто тебе неприятен? Почему?» и т.д.

Чтобы на уроке формировалась благоприятная атмосфера, можно использовать игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие творческого воображения. К ним относятся: «Придумай продолжение разговора Пети и дедушки» (Е. Пермяк «Для чего руки нужны»). Также это могут быть задания, организующие словесное творчество учащихся, например: «Попробуй сочинить свою считалку. Используй слова «раз, два, три...», «тебе водить», «выйди вон»; «Придумай и расскажи любую смешную небывальщину» (Маршак С. «Я видел») и другие.

Для обучения умению сотрудничать целесообразно использовать следующие произведения: В. Голявкин «Болтуны», С. Маршак «Угомон», Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..» и др. При воспитании товарищеских отношений между детьми будет полезно читать такие произведения, как В. Осеева «Сторож», «Три товарища», А. Барто «Рыцари», русская народная сказка «Лиса и журавль», индийская сказка «Ссора птиц», В. Сухомлинский «Вьюга» и др.

 

Заключение

В реферате рассматривалась тема «Возможности уроков литературного чтения для формирования коммуникативных УУД младших школьников». Несомненно, что данный вид УУД имеет огромное значение в образовательном процессе. Это выражается в триединстве: влияние на успехи в учебе; эффективность процесса адаптации ребенка к школе; коммуникативные УУД учащихся являются ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Поэтому очевидно, что уроки литературного чтения в начальной школе способствуют развитию коммуникативной культуры ученика. Практические задания в курсе литературного чтения, направленные на формирование УУД, дают возможность добиться устойчивых положительных результатов.

Список литературы

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2010 г.
  3. Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений./ О. В. Кубасова. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012г.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.