РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование динамических раздаточных пособий с эластичными элементами и со шнурком для начальной школы

Использование динамических раздаточных пособий с эластичными элементами и со шнурком для начальной школы

Динамические раздаточные пособия разработаны с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В основу их содержания положена государственная «Примерная программа начального общего образования», разработанная для реализации ФГОС НОО. Это дает основание применять их в работе с любым вариативным УМК.

Активное использование в ходе урока динамических раздаточных пособий открывает новые образовательные возможности, поскольку именно эти пособия позволяют сочетать такие виды восприятия, как визуальный, аудиальный и кинестетический, помогают ребенку успешно войти в сферу учебной деятельности через игру, сделать интерактивной работу с любой статичной информацией. Несомненными достоинствами обладают динамические раздаточные пособия контрольно-проверочного характера. Работа с ними может осуществляться, как в парах, так и в группах, что будет способствовать развитию коммуникативных УУД. Полезны они будут и при организации самостоятельной индивидуальной работы. Существенным достоинством пособий является и то, что вам не придется ходить по всему классу и проверять ответ у каждого ученика – все карточки снабжены самопроверкой, что будет развивать в детях важные УУД самопроверки, самоконтроля, самооценки и окажется стимулом для более углубленного освоения учебного материала.

Для ребёнка же это прежде всего игра, а значит ваши занятия будут увлекательными и непринуждёнными, а проверка знаний будет проходить без стресса для ребёнка. Пособия позволяют ставить множество разнообразных задач и могут быть использованы на различных этапах урока для формирования, закрепления, проверки и актуализации знаний и способов деятельности учащихся. Они подтянут отставших учеников и увлекут умников. Использование пособий внесёт существенный вклад в развитие информационной грамотности учащихся.

Помните, чем разнообразней будут задания и сами динамические раздаточные пособия, тем эффективней будет ваша работа.

Пособия состоят из информационных карточек, скреплённых между собой. Форма пособия специально разработана с учётом эргономики детской руки. Съёмные эластичные элементы или шнурок – даёт возможность формировать решение, ответ. Иллюстративный материал позволяет сделать работу с пособием веселой, предмет наглядным, а краткая информация – сконцентрировать внимание на главном.

В процесс работы с пособием ребёнок тренирует мелкую моторику рук, скоординированную работу правой и левой руки, развивает умение формировать ответ, самостоятельно проверять правильность решения, творчески подходить к решению задач, формулировке ответов.

Пособия позволяют учащимся в игровой форме эффективно и быстро усвоить значительный объём учебного материала без традиционного заучивания.

Правила работы

Пособия с эластичными элементами (резинки):

  1. Наденьте все 10 эластичных элементов (резинки) поверх блока.
  2. Выберите слева слово, словосочетание или предложение орфографической задачи, отметьте его, спустив левый край эластичного элемента в паз.
  3. Подберите ответ справа, отметьте его, спустив правый край эластичного элемента в паз. Таким образом, эластичный элемент должен соединять слово, словосочетание или предложение орфографической задачи и ответ.
  4. Эластичные элементы нужно надевать на весь блок.
  5. Орфографические задачи на карточке можно решать в любом порядке.
  6. Таким образом, нужно решить все орфографические задачи.
  7. Чтобы проверить ответы, поверните блок и посмотрите, совпадают ли эластичные элементы с линиями-подсказками на обороте.
  8. Если нет, значит, допущена ошибка. Попробуйте выполнить задание ещё раз.
  9. Дополнительная информация и вопросы помогут исправить ошибку и сконцентрировать внимание на самом главном.

Пособия со шнурком:

  1. Всегда начинайте шнуровать с верхнего левого угла. Для этого вставьте шнурок в отверстие, расположенное на последней карте сверху слева. Раскройте пособие так, чтобы выбранная для работы карта находилась сверху.
  2. Шнуровать нужно весь блок целиком, а не отдельную карту. Заведите шнурок в левый верхний паз. Таким образом, шнурок окажется у левой верхней картинки.
  3. Если нужно соединить пары, то сначала посмотрите на верхнюю левую картинку и найдите ей пару в правой колонке. Прошнуруйте ответ. Затем вернитесь в левую колонку и найдите пару второй картинке сверху и т. д. То есть для этого типа заданий левый ряд шнуруется по порядку сверху вниз.
  4. Если из 10 картинок нужно выбрать те, которые можно отнести к одной группе, то в первую очередь отметьте шнурком верхнюю левую картинку, затем самый верхний правильный ответ в правой колонке. Снова вернитесь в левую колонку и выберите в ней самый верхний правильный ответ и т. д.
  5. Если необходимо упорядочить (расставить в определённом порядке) все 10 картинок, шнурование производится таким образом, чтобы шнурок соединял картинки в выбранном порядке.
  6. Когда задание выполнено, пропустите шнурок снизу через центральную прорезь.
  7. Чтобы проверить ответы, поверните блок и посмотрите, совпадает ли шнурок с линиями-подсказками на обороте.
  8. Если шнурок не совпал с линиями-подсказками на обороте, значит, допущена ошибка. Попробуйте выполнить задание ещё раз.
  9. Дополнительная информация и вопросы помогут исправить ошибку и сконцентрировать внимание на самом главном.

 

Использование пособий на различных этапах урока

Актуализация знаний.

Пособия раздаются всем учащимся. Тема карточки должна быть знакома ученикам. Результат выполнения проверяется самостоятельно или соседом по парте. Далее обсуждаются решение и ошибки. Знания подытоживаются, и на их основе вводится новый учебный материал.

Формирование знаний.

Пособия используются для постановки проблемы. Для этого выбирается карточка с новым для учеников материалом, и ставится задача найти решение за короткое время и не подсматривая на обратную сторону блока. Дайте возможность нескольким ученикам озвучить свой ответ. Если в классе возникло несколько разных мнений, значит, рождена проблема, которая и разрешается в дальнейшем с помощью нового учебного материала. Если же весь класс пришёл к единому решению, знания подытоживаются и дополняются. Ответы целесообразно смотреть только после изучения нового материала.

Закрепление знаний.

Работа с пособием проводится после изучения нового учебного материала и является по сути практикой. Рекомендуется, чтобы каждый ученик работал индивидуально (или на крайний случай в паре). Проверка осуществляется самостоятельно. Если эластичные элементы и ли шнурок не совпали с линиями-подсказками, ученик ищет ошибки и, если не находит, обращается к педагогу. Все возникшие ошибки фиксируются и тщательно обсуждаются. Обратите внимание учеников, что задача состоит не в том, чтобы эластичные элементы или шнурок совпали с линиями, а в том, чтобы найти правильное решение и аргументированно доказать свою точку зрения. «Ведь линии могут и ошибаться». Кроме того, в пособии с эластичными элементами с оборотной стороны есть рифмовки, которые помогут учащимся запомнить основные правила русского языка.

Некоторые стихотворения можно заучивать еще в букварный период (к примеру, про письмо с заглавной буквы, про написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.). Главное – не подменять ими само правило из учебника.

Проверка знаний.

Работу рекомендуется проводить в парах. Пособия раздаются каждому ученику или по одному на парту. Задания на карточках для первого и второго варианта выбираются разные. Проверку правильности решения и оценку работы осуществляет партнёр в паре.

Дополнительные рекомендации

1. Если у учащегося возникают манипулятивные трудности при работе с пособием, обратите на это внимание. Детям с проблемами развития мелкой моторики или скоординированной работы обеих рук необходимо как можно чаще заниматься по таким или аналогичным пособиям. Не сокращайте эту работу! И с каждым разом ребята будут справляться с заданиями всё быстрее и лучше, а писать всё красивее!

2. Не забывайте, что руки – зеркало мыслительной деятельности. Пособия по своей сути являются диагностическими. Рекомендуем обратить внимание на следующие особенности шнурования:

Особенности шнурования: Возможные причины:
Плохое натяжение шнурка Слабое развитие мелкой моторики
Шнурование левой рукой Проявление леворукости
Смена рук при шнуровании Задержка закрепления специализации, доминантности того или другого полушария мозга
Отсутствие скоординированной работы двух рук Задержка формирования межполушарных взаимоотношений
Нарушение порядка выполнения заданий Несформированность одновременного выполнения двух мыслительных операций.
Поворот пособий при работе на 90 - 180◦ Задержка формирования пространственного восприятия

Чем чаще вы работаете с пособием, тем активнее стимулируете мыслительную деятельность ребенка. Большинство проблем, возникающих при первом шнуровании, со временем должны уйти. Если же при работе с интенсивностью 2-3 раза в неделю в течение месяца проблемы не исчезают, рекомендуется пройти нейропсихологическую диагностику и коррекцию.

3. Для ребят работа с пособием – это игра. А в любой игре есть свои правила, которые необходимо соблюдать. Нарушители правил могут выбыть из игры. Рекомендуется закрепить в правилах, когда и как можно приступить к началу выполнения работ, когда и как выполнять правильность решения. Введение и соблюдение правил обеспечивает порядок во время игры, формирует в детях ответственность, умение четко и последовательно выполнять работу и делает занятие эффективнее.

4. Пособия выручат вас, если умники выполнили все задания и им скучно. Они помогут вам занять отставших, не имеющих возможности заниматься со всеми остальными из-за пробела знаний.

5. Пособия эффективно работают в качестве разрядки, разминки и даже физкультминутки. Возможное упражнение для физкультминутки: пособия выкладываются на одном столе (или в разных местах класса), ученикам требуется взять пособие, найти определённую карточку, выполнить задание на скорость и сдать учителю.

6. Интересны проектные работы по разработке новых карточек. Для этого в малых группах даётся задание придумать и нарисовать свои карточки, прикрепить их к блоку с помощью канцелярских зажимов и дать для решения другой группе.

7. Приучайте ребят бережно относиться к пособиям.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.