РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современный урок в условиях реализации ФГОС

Педагогический процесс строится на взаимодействии учителя и ученика. Чтобы учебный процесс был плодотворным, урок должен быть интересным, познавательным и увлекательным. Слова американского философа и педагога Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» сейчас наиболее актуальны. В результате коммуникации учитель передает учащимся необходимый объем знаний, а их задача - научиться. Педагог работает в условии информационных технологий, когда необходимо, чтобы урок был результативным и эффективным.

Недавно педагоги работали по стандартам советской школы, в которой преобладал репродуктивный, традиционный метод обучения. Одной из задач такого метода обучения было дать прочные знания, а целью - формирование знаний и навыков. Урок в советской школе предполагал сообщение темы мотивирующим приемом. Например, прием «Яркое пятно», в котором был задействован любой интригующий материал, связанный с темой урока. Детям раскрывалась актуальность изучения материала, после чего следовала цепочка вопросов и заданий по теме урока, а в завершение – контроль и опрос репродуктивного типа. Следуя этим этапам урока, происходило обогащение и развитие памяти учащихся.

Учитель объяснял, наглядно показывал, пошагово диктовал, а учащиеся следовали строгой «инструкции».

Но в век информационных технологий, перед педагогами стоит другая цель – перейти от «школы памяти» к «школе развития». Вместо передачи суммы знаний на первое место вышло развитие личности учащегося на основе освоения универсальный учебных действий (УУД). Основным методом обучения становится продуктивный. Современный урок становится развивающим. Перед учителем стоит задача обучить умению добывать знания, он создает проблемные ситуации для открытия учениками нового знания и практического умения.

Главное отличие современного урока от традиционного - цель. Определить цели современного урока учителю помогают ключевые фразы: «Мы будем наблюдать и сравнивать…», «Мы будем размышлять…» (о том, что знаем и пока не знаем), «Мы будем обсуждать…» (найденные проблемы), «Мы будем искать…» (решение проблемы), «Мы сами назовем то, что… (узнали нового). Педагог должен развивать личность учащегося. Характер взаимодействия учителя и ученика становится демократичным, в отличие от традиционного урока, который всегда был авторитарным. Еще одним существенным отличием современного урока от традиционного являются групповые технологии. Задача учителя – научить учащихся работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, слышать одноклассников, высказывать свое мнение, корректировать высказывания свои и товарищей, анализировать, делать выводы.

На современном уроке учащиеся не должны быть просто слушателями. Их главной задачей становится деятельность, а педагог выступает в роли «режиссера» и обладает такими качествами как доброжелательность, терпение, принятие всех детей, понимание того, что дети не ошибаются, а пробуют, ищут новое, поощряет малый успех ребенка.

Необходимо переходить от объяснительно-иллюстративного метода обучения к проблемному обучению, применять групповые, интегративные технологии, технологию развития критического мышления. Хорошими помощниками на уроке стали компьютеры и цифровые образовательные ресурсы. Для проведения продуктивного урока компьютерная грамотность учителя занимает главную роль.

Следуя целям ФГОС, создание урока должно начинаться с определения его конечной цели, должны быть четко установлены средства и определены способы достижения этой цели. При подготовке к современному уроку учителю необходимо помнить о предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом требованиях. Каждый урок должен иметь хорошее начало и окончание, с четко сформулированными темой, целью, задачами урока, с решением проблемных ситуаций и развивающими технологиями.

На таком уроке учитель инициирует деятельность учащихся, задействуя при этом минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Любая деятельность учащихся направлена на времясбережение и здоровьесбережение и учитывает их уровень и возможности.

Современный урок не должен быть скучным, учащиеся должны испытывать радость от поиска решения различных проблемных вопросов и ситуаций, а педагог организует, направляет проблемно - поисковую деятельность учащихся. Все это приведет к результативности, комфортному состоянию в учебном процессе, положительному отношению к школе.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.