РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование патриотических ценностей у младших школьников.

Формирование патриотических ценностей у младших школьников. «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества
и желание способствовать им во всех отношениях».
Н.М. Карамзин 

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. 

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.
Патриотизм… Одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. 

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие.
 
Задачи патриотического воспитания на современном этапе 

«Система образования, — подчеркивает Д.А. Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». 

Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви. Основная ценность в патриотическом воспитании - идея народности, т. к. народная педагогика природосообразная, жизне-способная и гуманистическая. 

Именно фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного, этического, патриотического воспитания. Современное общество на данном этапе осознает фольклор как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Изучение фольклорного наследия очень своевременно, т. к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии. 

В основе моей воспитательной работы лежит программа курса «Русская традиционная культура»:
  • 1-й класс-«Земля моих предков». 
  • 2-й класс- «Русь изначальная» 
  • 3-й класс - « На Святой Руси». 
  • 4-й класс - «Русская традиционная культура». Знакомство с культурой других народов. 
Задачи программы
  1. Дать детям общее представление о корнях и особенностях русской традиционной культуры. 
  2. Формировать у детей в процессе изучения русской традиционной культуры ценностное отношение к своей Родине и родной природе, к народу, семье и домашнему очагу. 
  3. Показать взаимосвязь русской культуры и культур других народов. 
  4. Формировать у детей потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного наследия. 
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. 

Проживание детьми обрядов во время проведения народных праздников помогает создать особую атмосферу восприятия народных обычаев и традиций, сближает окружающих в общей любви к своему народу, а следовательно, и к Отечеству, Ктд. 

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. На уроках изобразительного искусства темы Родины, родной природы, родного дома, родного города, истории своего народа обязательно приведут детей к переживанию, к пониманию добра и зла, любви, сострадания. И тогда более важным становится не то, как рисуют дети, а то, что создают. 

Вначале эта работа осуществлялась на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, потом через КТД, через факультативы по эстетике, танцевальный кружок, посещение УДО.
Во внеурочное время проводятся различные праздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки», «Русский лес», «Масленица» и т.д. Дети побывали на экскурсиях по городу и его окрестностям, в музеях посёлков Сарбала и Тайжина. 

Применяю следующие формы патриотической работы:
  • уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, музыки; 
  • классные часы; 
  • фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела; 
  • художественное творчество учащихся; 
  • экскурсии и походы по родному краю; 
  • устные журналы, беседы; 
  • встречи с ветеранами, Уроки мужества; 
  • просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции; 
  • сбор и оформление материалов для школьного музея; 
  • выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, 
  • проектная и исследовательская деятельность учащихся; 
  • походы, спортивные турниры, дни здоровья. 
Творческо-игровые:
  • Творческие конкурсы и акции (рисунков, стихов, плакатов), 
  • Концерты, часы памяти и торжественные линейки, посвященные памятным датам, 
  • Игровые программы («Один день в армии», 
  • «А ну-ка, мальчики»…), 
  • Спортивные соревнования. 
Результат обучения
  • Знания о событиях, связанных с историей страны, города, каждой семьи. 
  • Возможность реализовать себя, положительные эмоции и чувство «успеха». 
  • Учащийся знаком с историей и культурой своей страны. 
  • Любит и хранит национальную культуру. 
  • Любит дом, семью, Отечество. 
Хочется сказать, что у школьников отмечаются чувства солидарности и дружбы, верность своему народу и уважение традиций и культуры других национальностей. Это отражено в ответах обучающихся на вопросы анкеты. Вот некоторые из них.

Народные обычаи нужно знать, чтобы… 

... их соблюдать;
... продолжать и сохранять традиции;
... быть культурным человеком;
... передавать по наследству.

История России для меня…

... жизнь моей Родины;
... гордость, которую нельзя потерять;
... дороже, чем золото;
... сказка, мудрость, великая честь;
... что-то прекрасное и важное, что должно входить в интересы всех людей.

Когда надеваю народный костюм... 

... чувствую, что я народная красавица;
... я как бы попадаю в страну наших предков;
... я будто иду на праздник. 

Пословицы учат меня...

... жить в мире;
... любить не только себя, но и окружающих;
... добру и справедливости;
... правильно жить, чтобы меня любили люди;
... учиться на своих ошибках. 

Когда на празднике горело чучело Масленицы...

... я встречал весну и провожал зиму;
... я радовался и ел блины;
... я думала о будущем.

Я глубоко убеждена, что знакомство с народной культурой, традициями народа поможет каждому воспитаннику открыть в себе яркую, творческую личность, ощутить себя наследником великого народа. Осознание причастности к самобытной, древней культуре поможет учащимся в становлении личности, станет опорой в сложном изменяющемся мире. 

О высоком предназначении педагога - учителя добродетеля Иоанн Златоуст писал:
«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди».

Список литературы:
1. История. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия. Типаева Т.В.-Волгоград: Учитель, 2008.
2. Наша Родина - Россия: кроссворды,ребусы. Игонина Г.С.-М.: Просвещение, 2007.
3. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий. Гайдина Л. И., Яровенко В.А.-М.: ВАКО, 2009.
4. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. Ворошилова О.В.- Волгоград: Учитель. 2007.
Толочкова Наталья Кузьминична21.11.2013 22300 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar