РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание толерантности у учащихся

Воспитание толерантности у учащихся

В современном мире в детской среде все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Взаимная нетерпимость, культурный эгоизм, популяризирующийся средствами массовой информации, негативное социальное окружение детей, семьи - все больше проникают в школу. Поэтому процесс поиска механизмов воспитания детей в духе толерантности должен активно развиваться и соответствоать социальному запросу.

Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей к психологу является проблема отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости, неумение разрешать конфликты, агрессивность и эгоизм, отсутствие у школьников навыков и умений толерантного общения.

Толерантность - (от лат. tolerantia - терпение) - англ. tolerance; toleration; нем. Toleranz.

  1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
  2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам.
  3. Отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

В педагогической практике существует большое количество эффективных методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалогов, лекций (дискуссий, диспутов, дебатов). Но для учащихся начальной школы, в силу естественности данного вида деятельности для младшего школьного возраста, наиболее актуальным и результативным является игра – как форма воспитания толерантности, игровые элементы и приемы игротренинга. Можно привести примеры таких приемов и упражнений, которые пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классе.

Упражнение «Антиподы»

Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать свои положительные и отрицательные черты. После завершения работы происходит обсуждение написанного. Потом это необходимо проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость.

Упражнение «Минусы - в плюсы»

Учитель обращает внимание ребенка на сторону антиподов, где записаны его не очень хорошие качества, и вместе с ребенком пытается осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть полезны. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

Упражнение «Камушек в ботинке»

У каждого имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение «Жемчужина в раковине»

Аналогично предыдущему заданию, каждый человек является носителем индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его лучшим качеством. То же самое полезно проделать в парах, направить друг на друга доброжелательность и внимательность.

Упражнение «Мой идеальный образ»

Учитель просит ребенка нарисовать свой пртрет из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на хорошие и плохие. То же самое упражнение можно проделать в отношении ученика, на кого была направлена нетерпимость ребенка.

Эти приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной работе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении кого-либо, также они могут стать материалом для проведения классного часа с последующей организацией групповой рефлексии. Необходимо отметить, что использование этих приемов обязывает классного руководителя иметь высокую степень доверительности в отношениях с детьми, безусловное их принятие и поддержку.

Толерантность - интегративное качество: если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой ситуации проявляется межличностная, социальная, национальная нетерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к группе; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы по воспитанию толерантности у учащихся.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться в системе: "родители-дети-учитель". Если в мероприятиях принимают участие родители, это служит хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи.

Также можно привлечь старшеклассников для организации игры в начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. Игра – одна из важнейших сфер жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Во время игры учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

В игровой форме можно провести классные часы, тематические занятия «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?», « Самый, самый», «Классная книга рекордов и достижений».

В тренинговой форме так же можно проводить классные часы: «Учись владеть собой»; «Хотеть - наполовину мочь», «Комплименты», «Диалог с собой», «Терпимое отношение к людям», «Основы бесконфликтного общения».

В форме твореческих дел и формате коллективных мероприятий можно составить «Атлас класса», создать «Наш класс – мирный дом», доказать, что «Солнце светит всем» и провести многие другие мероприятия.

Таким образом, на этапе формирования толерантности у младших школьников, особенно учащихся первых классов, только входящих в ответственную жизнь взрослых, особенно важно:

  1. Сформировать детский коллектив, воспитывать дух единства и взаимоответственности.
  2. Развивать потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании.
  3. Научить ребенка сознательно относится к проявлениям индивидуальности окружающих, научить толерантно и коректно выражать свои мысли и эмоции.
  4. Воспитывать в духе доброжелательности, самовоспитания и уважения традициям
Ананьева Елена Сергеевна28.03.2014 19760 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar