РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Береги одежду снова, а здоровье и честь – смолоду

Береги одежду снова, а здоровье и честь – смолоду

Одна из важнейших задач гигиенического обучения и воспитания учащихся – выработка у них правильных позиций и поведения касающихся сохранения и укрепления, как своего здоровья, так и здоровья окружающих людей.

Для достижения этой цели необходимо убедить школьников в том, что здоровье, как индивидуальное, так и общественное, определяется взаимодействием многочисленных факторов – тех, которые помогают сохранить и укрепить здоровье (личная и общественная гигиена, режим труда и отдыха, занятия спортом, рациональное питание, нормальные жилищные условия, здоровая окружающая среда, положительные психоэмоциональные воздействия в семье и обществе и др.), и тех, которые оказывают отрицательное на здоровье человека, нарушая здоровый образ жизни (шум, загрязнение окружающей среды, переедание, недостаточная физическая активность, вредные привычки и т.д.). Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное неблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска.

Знание научных основ гигиены, умение беречь своё здоровье и не наносить ущерба здоровью других людей – неотъемлемое качество каждого современного человека, признак высокой культуры. Дать эти знания подрастающему поколению, помочь ребятам овладеть основами здорового образа жизни, необходимыми гигиеническими умениями и навыками – одна из важнейших задач. Молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье, заботиться о нем. Большинство подростков убеждены, что «о здоровье нужно заботиться, когда уже серьезно заболеешь, а это будет в более позднем возрасте». Им же «такие заботы не нужны», поскольку они молоды, и, значит, здоровы. Необходимо преодолеть этот психологический барьер и убедить каждого учащегося в том, что человек должен смолоду и ежедневно заботиться о своем здоровье – только тогда он сможет на долгие годы сохранить здоровье и высокую работоспособность.

Наибольшее убеждающее воздействие на школьников оказывает ознакомление их с фактором влияния на здоровье человека, условий труда и быта, различных факторов внешней среды. Что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

Однако понятие «полное духовное и социальное благополучие» очень широко и зависит не только от индивидуальных взглядов, но и от сформировавшихся социальных отношений в конкретной стране. В III издании БСЭ (1972 г., т.9) и БМЭ (1978 г., т.8) в статьях «Здоровье» профессор В.А. Фролов дает такое определение. Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. К сожалению, в этом определении не подчеркнута роль социальных условий, оказывающих огромное влияние на здоровье человека. Итак, здоровье – это такое состояние организма человека, которое обеспечивает ему оптимальное воздействие с окружающей средой, как физической, так и социальной. Само состояние здоровья не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. Здоровье не исключает наличия в организме еще не появившегося болезнетворного начала. В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек», у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы еще не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности.

При неблагоприятных условиях эти изменения, однако, могут привести к ухудшению здоровья. Научной разработкой вопросов, связанных с сохранением и укреплением здоровья, занимается гигиена. Гигиена – наука о здоровье; отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды на здоровье человека. Выполнение научных гигиенических рекомендаций и составляет основу здорового образа жизни человека. Состояние здоровья человека нельзя рассматривать в отрыве от той природной среды, в которой он живет.

Чистые воздух и вода, солнечные лучи, рациональное питание, разумный режим труда и отдыха, физкультура и закаливание, соблюдение правил личной и общественной гигиены – вот основные факторы сохранения и укрепления здоровья, которые должны хорошо усвоить школьники.

Пословицы о здоровье

  • «Здоровье всего дороже».
  • «Здоровье выходит пудами, а входит золотниками».
  • «Здоровому врач не надобен».
  • «Застарелую болезнь трудно лечить».

Экологическое образование призвано формировать у человека, и в первую очередь у школьника, правильное отношение к окружающей среде и к своему здоровью. По данным российских и зарубежных исследователей здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни, 15-20% от состояния окружающей среды и настолько же от наследственности человека и системы здравоохранения. Если образ жизни будет отвечать оптимальным гигиеническим требованиям и нормам, то он станет основой «массового воспроизводства здоровья, высокой работоспособности и творческого долголетия населения, предпосылкой резкого снижения заболеваемости.

Урок-лекция.

Задача лекции состоит в привлечении внимания учащихся к проблеме здоровья, в определении зависимости здоровья от образа жизни человека и характеристики его основных компонентов.

Эпиграф: «Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно» (Рене Декарт – философ,XVIIв).

План лекции.

  1. Проблема здоровья в жизни современного человека.
  2. Образ жизни человека разных эпох.
  3. Составные компоненты здорового образа жизни.

В начале я знакомлю школьников с проблемой ухудшения состояния здоровья людей, рассказываю об особенностях влияния на здоровье современного человека изменившихся условий окружающей среды и ускорения темпов жизни, роста объёма информации и т.п. (Далее привожу цифры смертности, большого количества больничных листов и т.д.). Даю понятие здоровья. Связываю здоровый образ жизни с условиями окружающей среды. Обзорно говорю о факторах риска: алкоголизме, наркомании, курении. Все названные отклонения от здорового образа жизни сокращают её продолжительность, способствуют проявлению заболеваний. Затем рассматриваю основные компоненты здорового образа жизни. Рациональное питание. Это питание, при котором человек удовлетворяет необходимые потребности своего организма в энергии и жизненно важных веществах.

Культура движения (вместе с учителем физической культуры). В ходе рассказа затронуты следующие вопросы: физические нагрузки в жизни современного человека; двигательная активность разных групп населения и т.п. Привожу факты в цифрах.
Периодическая смена ближайшего окружения. Наблюдения показали, что на деятельность нервной системы человека, отрицательное влияние оказывает длительное пребывание в одном и том же месте. (Привожу примеры). Потребность человека в смене ближайшего окружения может успешно решаться путем развития туризма, экскурсий, путешествий, имеющих большое оздоровительное значение, путем повышения культурного уровня людей.

Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе. Следует особо выделить среди причин, резко сокращающих жизнь человека, отрицательные эмоции. Усложнение межличностных отношений вследствие усложнения современного образа жизни, интенсификация труда часто являются почвой для возникновения стрессовых ситуаций. Поэтому важно научить детей правилам общения друг с другом, с природой.

Полноценная семейная жизнь. Гармоническое супружество – один из компонентов здорового образа жизни. Духовная близость, сильное чувство любви, понимание друг друга, общность интересов составляют большое человеческое счастье супругов. Забота о детях и доме наполняет их жизнь совместными хлопотами, вносит в семью радость и удовлетворение. Хорошая семья является залогом полноценного воспитания будущего поколения.

Активная творческая жизнь. Необходимо обратить внимание школьников на роль труда в жизни человека. Разумный труд, и особенно труд любимый, способствует развитию человеческого мозга. Труд является обязательным условием долголетия. Все долгожители отличались большим трудолюбием, сохраняли трудоспособность до глубокой старости. Итальянский художник Тициан писал картины в 90 лет. Оперу «Отелло» Д. Верди написал в 74 года, а в 80 лет оперу «Фальстаф».

Современное общество ставит перед каждым человеком задачу прожить долгую, здоровую жизнь и определяет ее как ответ каждого перед собой и обществом.

Урок самостоятельной работы школьников.

Цель урока состоит в том, чтобы учащиеся, используя основные тезисы лекции и опираясь на материалы учебника, смогли обосновать необходимость здорового образа жизни. В процессе подготовки к уроку составляются задания, используются различные литературные источники, а также тексты заданий из журнала «Биология в школе» (2010 г., № 3). Выполняя задания, учащиеся должны прийти к пониманию того, что рациональное питание обеспечивает потребности организма в энергии и необходимых для его жизнедеятельности веществах; что культура движения связана с потребностью поддержания тонуса мышц, нормальных эмоциональных реакций; что человек нуждается как в стимулирующем, так и успокаивающем влиянии окружающей среды, а потому, в частности, так важна периодическая смена ближайшего окружения. Ряд заданий целесообразно связывать с анализом образа жизни человека в разные исторические эпохи, с выяснением характера и причин его изменения. Интересно проследить традиции, нормы морали, права, которые не подвергались существенным переменам в течение длительного исторического времени, а также установить серьезные изменения образа жизни, произошедшие в ходе эволюции наших предков. Интерес учащихся вызывают задания, при выполнении которых требуется дать пояснения афоризмам, где в образной, легко запоминающейся форме, пропагандируются признаки здорового образа жизни.

Примеры.

«Пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами». (Гиппократ).

«Ступи, мой товарищ, попробуй
И ты в холодок росы,
Сорви надоевшую обувь,
Пройдись по земле босым». (А.Яшин).

«Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,
Но от преступного бесстрастья
И от покоя сохрани». (И.С.Аксаков).

Урок-семинар «Образ жизни в традициях моей семьи».

Обращение к жизненному опыту учащихся и его семьи способствует установлению эмоциональных контактов со школьниками, привлечению их к заинтересованному обсуждению проблем здорового образа жизни.

В каждом классе есть ученики из семей, где хранят память о предках, где сложились традиции здорового образа жизни. Другую линию эмоциональных контактов составляет обращение к искусству. Литература, живопись, графика хранят традиции и опыт здорового образа жизни народов. Связать наследие культуры с современной проблемой здоровья – и задача, и средство, и условие развития личности школьника, его духовного здоровья и потребности физического совершенствования. Составляются задания для учащихся и доводятся до сведения учащихся.

Примерные задания.

Задание № 1.

Используя рассказы родителей, семейный архив, составьте представления об образе жизни ваших предков – деда, прадеда. Установите их возраст, режим работы и отдыха, их интересы и занятия в свободное время, отношение к жене, детям, к природе.

Задание № 2.

Собрать сведения об образе жизни вашей семьи. Побеседуйте со старшими членами семьи, выясните особенности их прошлого и настоящего образа жизни.

Задание № 3.

Опишите отношение членов семьи к проблеме свободного времени, узнайте любимое занятие каждого из них.
Таких заданий можно составить много.

Перед семинарским занятием целесообразно проконсультировать учащихся, подсказать им идею поиска положительных образцов жизни их предков и литературных героев. Ценнейший материал дадут фотографии и документы из семейного архива.

Одна из задач, которая решается в процессе проведения семинара, заключается в формировании и развитии у школьников уважения к родителям и другим старшим родственникам, к своим предкам.

К факторам риска в первую очередь относятся употребление наркотиков и алкоголя, а также курение.

Курение – серьезный фактор риска. Оно является одной из причин возникновения целого ряда тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и др. Опасность курения как фактора риска усугубляется значительной распространённостью этой вредной привычки среди школьников.

34,5% мужчин и 21% женщин начали курить в возрасте от 10 до 17 лет, т.е. не достигнув совершеннолетия. Первый «пик» приобщения к курению приходится у мальчиков на 10-14 лет, а второй 15-20 лет. Число девочек, начавших курить в школьные годы, невелики; основной «пик» приобщения к курению приходится у женщин на возраст 20-30 лет. Основными причинами приобщения учащихся к курению является влияние товарищей, пример родителей и других взрослых, «Желание казаться настоящим мужчиной (женщиной)», «Не отставать от моды», «Быть современной», любопытство, желание похудеть и т.д.

В настоящее время общепризнано, что среди причин, сокращающих жизнь человека, одной из главных является курение табака. Оно ежегодно уносит миллионы человеческих жизней. Ученые считают, что в индустриальных странах, каждый пятый из всех, из всех умерших умер оттого, что курил. В среднем курящий живет на 6-8 лет меньше, чем его некурящий сверстник. По сравнению с некурящими длительно курящие в 10 раз чаще заболевают язвенной болезнью желудка, в 13 раз – стенокардией, в 12 раз чаще у них бывает инфаркт миокарда. Каждый 7-ой длительно курящий человек страдает облитерирующим эндартериитом. Табачный дым содержит не менее 1000 элементов, и многие из них вредны. Наиболее опасными для здоровья человека являются никотин, угарный газ, аммиак, сероводород, синильная, муравьиная и масляная кислоты и др.

Никотин – один из сильнейших растительных ядов. И он составляет основную часть табачного дыма! В чистом виде никотин представляет собой бесцветную маслянистую жидкость с неприятным запахом, горькую на вкус, легко растворимую в воде, спирте, эфире и поэтому легко проникающую через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов, желудка.

Вредное воздействие содержащегося в табачном дыме угарного газа связано с тем, что, попав в организм, он соединяется с гемоглобином крови, образуя стойкое соединение карбоксигемоглобин. Он блокирует способность эритроцита соединяться с кислородом, в результате чего возникает кислородное голодание тканей. Хорошо известно, что на внутренней стороне трубки при курении накапливается коричневый налет. Это табачный деготь. Он образуется и при курении сигарет. При сгорании 1 кг табака образуется от 40 до 70 г табачного дёгтя.

В состав табачного дёгтя входят различные вещества и смолы, способные вызывать злокачественные опухоли. Эти вещества называются канцерогенными. Наиболее активный из них является бензапирен.

Из 1 тысячи сигарет можно получить до 2 мг бензапирена.

В составе табака обнаружен радиоактивный полоний-210, имеющий большой период полураспада. Курильщик с большим стажем получает общую дозу облучения до 500 рад – достаточную, чтобы вызвать в хромосомном аппарате мутации.
Другим фактором риска является пьянство.

«Пьянство есть упражнение в безумии» (Пифагор)

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н.э. с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Так, известный путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приёмы приготовления хмельных напитков.

В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н.э. Покровителем являлся Дионис, сын Зевса. Другое его имя – Вакх в латинской форме – Бахус. Недаром слово «вакханалия» воспринимается сейчас как синоним пьяного разгула. Чистый спирт начали получать в VI-VII веках арабы и назвали его «аль коголь», что означает, одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках (слово «кабак» в переводе с татарского означает «постоялый двор»). Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех. Учитывая непопулярность такого типа заведения, в 1651 году слово «кабак» заменили «кружечным двором», хотя сущность их осталась прежней. В 1746 году «кружечные дворы» стали называть «питейными заведениями». В 1895 году правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии. Но и казенная монополия не устранила пьянства, шинкарства, когда водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи. Таким образом, на протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки. Практически никаких мер, направленных на защиту здоровья народа, его нравственности, не предпринималось.

«Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощенья при всяком случае»…(В.М. Бехтерев).

«Люди употребляют вино для того, чтобы заглушить голос совести». (Л.Н. Толстой).

«Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин». (Р. Бернс. Перевод С.Я. Маршака).

«Невинно вино, виновато пьянство» (русская пословица).

«Сегодня – до дна, завтра – до дна, и корова – со двора» (русская пословица).

«Хмель – щеголёк поводит без сапог». (Русская пословица).

«Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» (Русская пословица).

«Хмель шумит – ум молчит». (Русская пословица).

Борьба с алкоголизмом имеет почти такую же древнюю историю, как сами спиртные напитки. Уже в древности люди осознавали вред злоупотребления вином.

В Афинах правитель Солон ввёл закон, согласно которому люди наказывались за пьянство: первый раз – штрафом, а при повторении – смертной казнью. В Древней Индии употребление спиртных напитков представителями высших каст было категорически запрещено. Служителей культа – браминов, изобличенных в пьянстве, заставляли пить кипящее вино до тех пор, пока не наступала смерть. Если уже в пьянстве уличали женщину высшей касты, то ей на лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дому, и никто не имел права приютить её.

В некоторых, прежде всего в мусульманских странах были введены и религиозные запреты на потребление алкоголя. Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре 1 пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство».

Сейчас в ряде стран принят сухой закон, изгоняющий из своего быта пьяное застолье.

ПОМНИТЕ:
ЗДОРОВЬЕ, РАДОСТЬ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ В ВАШИХ РУКАХ.

Литература

  • Интернет-ресурсы
  • Агаджанян Н.А. «Ритмы жизни и здоровье»
  • Гильбо И.С. «Знаете ли вы себя».
  • Лукьянов В.С. «Здоровье, работоспособность, долголетие».
  • Поповский А.Д. «Законы жизни».
  • Станков А.Г. «Здоровье и долголетие».
  • Шварц А. «Шифр жизни».
  • Ягодинский В.Н. «О вредных привычках».
  • Ценципер М.Б. «Разговор о жизни».
Истратова Альбина Михайловна06.05.2014 11970 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar