РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние куклотерапии на развитие коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями

Влияние куклотерапии на развитие коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями

Калмыкова Надежда Юрьевна,
педагог-психолог
ГБУ АО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие»,
г. Астрахань


Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания. Ведь общение – это тот фактор, который во многом определяет успешное развитие маленького человека, а его дефицит, влечёт за собой отставание и отклонение в психическом развитии. Всем известно, что игра является самой важной деятельностью ребёнка. 

Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Поэтому, включение театральной игры, с использованием любимых кукол в социально-педагогический коррекционный процесс, обеспечивает успешное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром, при этом ребенок вживается и перевоплощается в образ. Игра оказывает большое влияние на речь ребенка. Он усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации и эмоции, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, учит общению.

Театрализовано-игровая деятельность развивает творческие способности, внимание, эмоциональную память, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом. Благодаря куклотерапии создаётся особая положительная среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, решаются задачи развития мелкой моторики рук, формирования четкой, грамотной речи, коммуникативных навыков. Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами. Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.

В чем же помогает куклотерапия и какие виды кукол при этом используются?

1. Психодиагностика.

Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим.

2. Умение управлять эмоциями.

Здесь возможно применение любых театральных кукол.

3. Самовыражение.

Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

4. Приобретение важных социальных навыков

Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик.
Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Используются марионетки, пальчиковые, петрушечные куклы.

6. Развитие самосознания.

7. Развитие грубой и мелкой моторики.

Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)

8. Разрешение внутренних конфликтов.

Используется тряпичная кукла.

9. Развитие речи.

С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать.

10. Коррекция отношений в семье.

Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.

Благодаря разнообразию кукол, можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята быстро не утомляются. А если кукла изготовлена своими руками, вместе с родителями или педагогом, можно не сомневаться, что она станет для ребёнка самой дорогой и любимой. Этот момент особенно важен, так как кукла, изготовленная руками любящих взрослых, обладает особой привлекательностью для ребёнка и оказывает значительный терапевтический эффект. Нужно только проявить фантазию и желание.

Степень развития коммуникативных способностей детей, зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности и от степени взаимодействия их в творческом процессе. Включение игры в социально – педагогическую деятельность, обеспечивает успешную социальную адаптацию ребёнка, развивает его коммуникативные и творческие способности.

Список литературы:

  1. Арт-терапия и арт-педагогика в спец. Образовательном учреждении / учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений. – М., 2001.
  2. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. – СПб: Изд-во «Союз», 2001. – 416 с.
  3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филонтроп, 1995.
  4. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с.
  5. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями (книга для родителей). – М.: «Педагогика-Пресс», 1996. – 79 с.
Калмыкова Надежда Юрьевна03.07.2014 14800 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar