РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогический этюд "Не ложьте зеркало в парту, а они ложат..."

Педагогический этюд "Не ложьте зеркало в парту, а они ложат..."

Т.А.Гришина
« Не ложьте зеркало в парту, а они ложат...»
(педагогический этюд)

Всем хорошо знаком эти слова из фильма «Доживем до понедельника». Это - классика кино, где преднамеренно расставлены акценты с целью выделения положительных черт героя, скажут многие. Да, это кино, а в жизни, в школе, на уроке... Но не о культуре речи учителя пойдет речь. Заметим, что настоящий учитель всегда стремится к высокой культуре речи, профессионально, в совершенстве владеть этим инструментом. Речь пойдет о том, что часто воспитатель не умеет выбрать из сокровищницы языка те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сознанию и к сердцу ребенка.

Педагогический традиционный языковой инструментарий состоит либо из случайных - таких, которые пришли на память, или многократно апробированных «застывших» (правильных, научных, грамотных) клише, стандартных выражений. Они, конечно, работают, но вот КПД на сегодняшний день минимальный. А иногда слова « отскакивают» от сознания воспитанников, как горох от стенки. Ученик не «слышит» слов воспитателя, его душа остается глухой, а слова-то правильные, уместные, умные, но... « Мы непростительно легкомысленно относимся к слову, как к совершенно неизученному виду энергии» - эти прочитанные десять лет назад слова заставили автора «изучать» этот вид энергии, экспериментировать, наблюдая за реакцией учеников, менять, «шлифовать» выражения, «фильтруя» поток слов, отбирая реально работающие, применяя их строго дозировано и целенаправленно.

Обратив внимание на то, что в классе с углубленным изучением художественных предметов, быстрее «включаются» в работу на уроке и прочнее усваивают материал, если операционными становятся слова: представьте себе, вообразите, осветите данную проблему, подчеркнем данный вопрос, светлые идеи, мрачные прогнозы, нарисуем картину пореформенной России. Эти дети в основном визуалы, и разговор идет на понятном им, образном, языке. Я настраиваю свою речь на « их волну» восприятия.Затем удалость создать мини-словарь для кинестетов ( прикоснемся к истории города, удержим в памяти вопрос, спрессуем данное рассуждение до размеров плана или тезиса, отбросим лишнее, построим фундамент гипотезы и т.д.) Позже подобная подборка слов и оборотов легла на стол учителя, когда в классе преобладали дети аудиалы. Слово перестало быть консервативным прагматичным орудием, а заработало как система обучающих и воспитывающих ориентиров.

Нейролингвистическое программирование сравнительно молодая наука, занятая моделированием человеческого совершенства. «А под педагогической эффективностью как раз и понимается это самое совершенство - в осуществлении процесса обучения и воспитания учащихся, а так же в достижении необходимых педагогических результатов». В настоящее время НЛП считается одной из самых эффективных технологий личностных изменений. А поскольку история и обществознание мировоззренческие науки, формирующие личность, то, как никакая другая отрасль современной психологии, НЛП может оказать в этом учителю и ученикам неоценимую услугу.

В качестве основных показателей эффективности специалисты по данной дисциплине обычно называют стратегичность нейролингвистического программирования, его нацеленность на результат. НЛП стратегично по своей сути. «И всегда идёт не от негатива, а к позитиву». Причём понятие «от» и «к» принципиальное в НЛП. Мы идём с детьми от поверхностного изучения истории страны к наполненному фактами и личностями историческому прошлому, от «мёртвого перечисления событий» к живому прошлому, к судьбам страны и людей. В качестве главной причины, по которой движение к позитиву значительно эффективнее удаления от негатива, энелпиэры обычно указывают на своеобразную, но почему–то малоизвестную многим особенность работы нашего мозга, который не понимает частицы не и заложенного в ней момента отрицания. Можно один и тот же исторический факт «подать» и с позиции «от», и с позиции «к», или «против» и «за». Например, «декабристы выступали не против Николая I, а за ограниченную монархию или за республиканскую форму правления», «мятеж в Кронштадте был направлен не против Советской власти, а за Советскую власть без коммунистов», « наша страна от тоталитаризма искала путь к демократическому строю», «от СССР к новому государственному образованию». Ярко просматривается данный принцип при изучении вопроса о целях изучения обществознания на одном из первых уроков данного школьного предмета. «Предмет сложный, понятия встречаются абстрактные, много философских моментов, но, изучив и поняв закономерности развития общества, личности и взаимоотношения личности и общества, вы сумеете их учитывать в своей жизни и влиять на них» - делает вывод учитель и программирует детей на заинтересованное изучение обществознания и практическую значимость знания данного предмета для личности ученика. В этом случае стратегичность проявляется в заинтересованности учеников и проецировании полученных знаний на личный жизненный опыт учеников.

Если дети при изучении вопросов обществознания приводят примеры из семейной жизни, иллюстрируют ответы фактами их биографии и высказывают свои версии о возможности изменения личности, социума или направления развития, то это свидетельствует о том, что принцип стратегичности работает и эффективность НЛП приёмов налицо. Учитель, ознакомившись с приёмами и техниками НЛП, применив их на уроках истории или обществознания, без колебаний включает их в арсенал педагогических инструментов и шлифует до совершенства.

Язык воздействует на мозг. Мы реагируем на язык на неосознанном уровне. То, как учитель говорит о событиях, программирует репрезентацию этих событий, а значит реакцию учеников на эти события. Если о Петре Первом говорить как о тиране, так он и останется в памяти учеников жестокосердным, неуправляемым, буйным и неуравновешенным человеком, а Суворов мягким, терпеливым, скромным и не тщеславным. Если о времени Советской власти говорить с иронией, то любое событие этого периода будет восприниматься как несерьёзное, экспериментальное, а значит почти ошибочное. Репрезентация фактов эпохи «оттепели» будет вызывать смех, если учитель сведёт всю информацию или сделает акцент на «кузькиной матери», «кукурузной эпопее» или «бульдозерной выставке». Роль и ответственность учителя истории Отечества велика, и переоценить эту роль трудно.

Учитель истории может через приёмы нейролингвистического программирования не только повысить эффективность усвоения программного материала, но и позитивно повлиять на воспитательный процесс, не только в плане формирования мировоззрения, но особенно в плане моделирования убеждений. Сформировав убеждения ученика, учитель может изменить его поведение, отношение к истории страны, её настоящему и будущему. Убеждения могут «поддерживать одни наши действия и препятствовать другим. Вот почему столь важным является моделирование убеждений».
«Дети, переложим зеркальце в портфель», - сказала бы я кинестетам,

«Представьте, как зеркальцу неудобно в темном углу под партой» - визуалам,
«Ребята, вы слышите мою просьбу? Положите зеркальце в карман» - аудиалам. Или, в крайнем случае: «Не кладите в парту зеркальце». Это хотя бы грамотно, по-русски.

Гришина Тамара Александровна25.08.2014 10040 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar