РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Хвалить – наука, достойная изучения».

«Хвалить – наука, достойная изучения».

Автор:
Уфимцева Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ «Октябрьская СОШ» Горьковского района Омской области.

Статья для родителей и воспитателей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Действительно, довольно часто мы сталкиваемся с вопросами уместности, времени, формы похвалы детей. Как это сделать тактично, правильно, на пользу нашим детям, чтобы похвала наша стала толчком к осмыслению нашими детьми своего значения в жизни.

Статья может стать предметом обсуждения проблемы воспитания в наших детях мотивации выбора активной жизненной позиции с раннего возраста.

«Хвалить – наука, достойная изучения».

Похвала… Что такое похвала, когда и как следует (а, может быть и нет) хвалить ребёнка? За что и в какой форме это надо (или можно) делать?... Как часто? Наедине или на людях? Почему иногда наши дети отвергают нашу похвалу, стесняются её?...

Многие родители сталкиваются с такими вопросами. Обычно негативная реакция ребенка на похвалу возникает в том случае, если положительная оценка дается человеку, а не его действию. «Ты — настоящая балерина! Ты самая красивая (умная, начитанная!)» или «Ты такой молодец!».

Какие же нужно подбирать слова, чтобы действительно похвалить ребенка? Как похвалить так, чтобы нам поверили, чтобы нашим детям и впрямь захотелось стать лучше, добрее, спортивнее?

Мне кажется, правильная похвала придает уверенности нашим детям, побуждает их к желанию продолжать своё развитие, работу над выработкой каких-то положительных человеческих качеств…. Если мы хотим помочь детям поверить в себя, то нужно такие слова, как «хороший», «отличный», «фантастический», «лучший» произносить только в исключительных случаях, когда, действительно, о каком-то его поступке нельзя молчать. Мы всегда должны помнить, что от некоторой похвалы становится только хуже не только ребёнку, но и нам самим.

Хваля ребёнка, старайтесь по возможности избегать обобщающих слов, таких, как «умный», «красивый» и «прекрасный». Может быть, стоит задуматься над тем, что можем притормозить желание ребёнка работать над собой, над выработкой каких-либо характерных для порядочного человека душевных качеств, черт характера. – «Если я уже прекрасный, то незачем и стараться, рисковать. А вдруг в следующий раз у меня не получится соответствовать…».

Как правильно хвалить? Как понять, что в нашу искренность поверили? Как сделать так, чтобы наша похвала стала толчком к осознанию своего места в жизни, к попытке понять людей, к принятию их боли, страданий, к возникновению в наших детях чувства сострадания, доброты, прощения?...

Мы многое значим для наших детей. Мы хотим, чтобы нам верили, разделяли наши чувства, желания. Через похвалу мы можем учить их быть хорошими детьми, подростками, юношами и девушками, а затем и хорошими родителями… Как же ПРАВИЛЬНО хвалить наших детей? Не захваливать, а именно хвалить за свершённые ими добрые деяния?

Мне кажется, нам самим надо учиться уместной похвале. Вспомните, как нам самим иногда становится не по себе от похвалы коллег, родных, близких нам людей. Мы сами когда-нибудь задумывались о причинах «неудобства» громогласной, иногда совсем неуместной или неумелой похвалы в наш адрес… Не было ли случая нашей такой похвалы в адрес коллег…

Мне кажется, каждая наша похвала должна быть ожидаема. От вас ожидают похвалы? Опишите то, что вы чувствуете: «Я вижу, ты пыталась решить задачу разными способами. Мне нравится тот, который ты выбрала».
«Я ценю твою заботу. Спасибо, что оставила свои дела. Мне очень приятно».
«Мне нравится твой рисунок. В нём отражается твоё весеннее настроение. А птичка, которую ты нарисовал, на нём как будто живая!»

Когда мы описываем ребенку то, что видим или чувствуем, наши слова оказывают почти магическое действие на него. Своими словами мы не только подтверждаем ценность приложенных им усилий, но и придаём ему чувство уверенности, тем самым мы мотивируем его на дальнейшие старания.

После такой правильной похвалы ребенок начнет думать: «Чем больше я рисую, тем лучше у меня получается…», «Я могу быть доброй», «Я умею шутить…».

Старайтесь каждый раз описывать ребенку свои чувства и впечатления - вы не только покажете ему, что вам действительно нравится результат, но и сможете закрепить в нём уверенность в себе и в своих силах, а также воспитаете чувство ответственности.

Вы почувствуете, как меняется настроение вашего ребёнка, ребенок включился в общение, он больше не подвержен авторитетному мнению и способен сам оценить свою работу. А ведь в самом начале он еще зависел от вашей оценки. Но в ходе разговора малыш получил желаемое одобрение и почувствовал неподдельный интерес к своему занятию.

Хвалить ребёнка, оказывается, большое искусство, которому нам стоит поучиться. И тогда, будьте уверены, дорогие родители, бабушки и дедушки, что своей похвалой вы никогда не навредите ребёнку, а, напротив, вдохновите его на приобретение новых знаний через новые интересные и полезные занятия. Удачи всем нам на таком интересном и, оказывается, совсем непростом родительском поприще воспитания в наших детях с детства активной жизненной позиции через общение с миром и всем живым в нём!

Уфимцева Людмила Михайловна24.11.2014 7180 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar