РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание через культуру речи как фактор формирования языковой компетенции

Ермушева Людмила Леонидовна

Новые федеральные образовательные стандарты требуют от школы не только обучения ребенка, основной миссией школы становится воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Выпускник новой школы должен прежде всего знать свой родной язык, уважать свой народ, его культуру и духовные традиции, осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, активно и заинтересованно познавать мир; осознавать ценность труда, науки и творчества, уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания на практике .

К сожалению, не всегда учащиеся осознают, что быть культурным , нравственным человеком так же важно, как и получить хорошее образование.

Мною было проведено анкетирование в 6-7 классах, где учащимся было задано несколько вопросов:

Что важнее: быть культурным или образованным? Ответы были следующими:

  • Образованным - 62% («чтобы получить приличную профессию», « пригодится в жизни» , «если человек образованный, он будет культурным» и т.д.)
  • Образованным и культурным - 17% («таким человеком являлся А.С. Пушкин» - 1)

Какого человека можно назвать культурным?

  • «Воспитанного, обладающего хорошими манерами, знающего правила этикета» - 71% ( 9 человек включили в ответ « обладающего культурой речи»)
  • Иные ответы-дали 30% учащихся:
  • «уважающего культурные ценности своей страны, соблюдающего традиции» - 5 ответов
  • «соблюдающего законы РФ» - 1
  • «знающего много языков» - 1
  • «имеющего совесть» - 1
  • «умного, образованного» - 2
  • «хорошо относящегося к людям» - 2
  • «не знаю» - 1
  • «который сам не начнет драку» - 1
  • «не ругающегося матом» - 1
  • «учителей» - 1

Как мы видим, большинство детей считает, что для успешной жизни достаточно получить хорошее образование. Всего 10 учащихся в понятие « культурный» включили культуру речи. Поэтому мне кажется очень важным развитие именно языковой компетенции учащихся через воспитание культуры речи.

Настоящей болезнью общества в последнее время стало сквернословие. Оно в охватило почти все возрасты. Больше всего от грубости, нецензурщины страдают дети. Если дети сквернословят, виноваты в этом,прежде всего, взрослые. Наша задача - научить детей не сквернословить.

Говорить о сквернословии можно на уроках русского языка, религиозной культуры и светской этики, классных часах.

Я рассказываю детям о том, что сквернословие тоже явление культуры! Но под культурой в данном случае понимается не речевой этикет, а вся человеческая деятельность с ее результатами, выделяющая человека из природы и отличающая его, к примеру, от обезьяны. Сквернословят все по разным причинам, но сквернословие отражает, в первую очередь, скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева) .

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый «мат» является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия.

Откуда произошло слово «мат»?

Мат - «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных - «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Я считаю, что нужно говорить детям и о наказании за сквернословие.

Наказание за сквернословие

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Наказание за сквернословие в настоящее время

Нецензурная брань в КоАП РФ ( статья 20.1) трактуется как « мелкое хулиганство» .Человек, ругающийся матом, может быть арестован на 15 суток или оштрафован на 500-1000 рублей.

Нецензурная брань, унижающая честь и достоинство, произнесенная публично, в некоторых случаях может попасть под статью «Оскорбление» (Статья 5.61. КоАП РФ). Штраф 1000-5000 рублей.

Нужно обязательно говорить ребятам о влиянии сквернословия на здоровье.

Сквернословие и физическое здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразований человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Итак, влияние сквернословия на физическое здоровье:

  • влияет на молекулы наследственности ДНК, способствуя различным заболеваниям и ускоряя старение организма
  • вызывает мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Необходимо, на мой взгляд, знакомить учащихся и с высказываниями известных мыслителей о сквернословии.

Высказывания известных мыслителей

  • «Речь - это показатель ума». (Сенека)
  • «Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов своих» (Пр. Антоний Великий)
  • «Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков» (Аристотель)

Православным детям можно приводить цитаты из Святого писания.

О грехе сквернословия в Святом писании

  • «Скверное слово - гнилое слово. Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает». (Святой апостол Павел)

Интересно было бы проводить в школе Дни Вежливости и рассказывать детям о значении таких слов как « здравствуйте», « спасибо», « благодарю» и т. д.

Конечно, элементы несогласия, даже насилия ( критика, споры, ссоры, гнев, обиды) в жизни неизбежны. Вряд ли возможно ни разу не высказать своего огорчения, не поругаться. Но и в таком состоянии нужно помнить о ценности другой личности, и главное – научиться просить прощения, если с языка что-то вдруг сорвалось. Сберечь чистоту языка – это в наших силах.

Список использованных источников:

  1. Виноградов С. Сквернословие//Наука и жизнь, 1993г.-№4
  2. Борисенко И.Е. Материалы к беседе о вреде сквернословия [Электронный ресурс],- https://infourok.ru/beseda-na-temu-o-vrede-skvernosloviya-684545.html
  3. Доманова Н.С.Сквернословие// Презентация к классному часу [Электронный ресурс],- http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/03/12/skvernoslovie
  4. Парфёнова С.А.Классный час « Поговорим о сквернословии»// Презентация[Электронный ресурс],- http://www.myshared.ru/slide/570211
Ермушева Людмила Леонидовна28.11.2016 540 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar