РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие мелкой моторики рук у умственно отсталых младших школьников

Усмвнова Айгуль Наилевна

В настоящее время психологи и педагоги, занимающиеся проблемами развития, умственно отсталых детей единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна и нужна таким детям, поскольку через мелкую моторику развиваются важные высшие свойства сознания, такие как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. У данной группы детей все эти качества находятся на самом низшем уровне. В жизни каждого ребенка развитие мелкой моторики связано с тем, что ему понадобится выполнять различные бытовые координированные движения и различные действия.

Разные исследованиями педагогов показало, что движение пальцев рук стимулирует развитие центральной нервной системы, а также ускоряет развитие речи у ребенка. Следовательно, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, при этом моторика может быть выше нормы развита. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулирует развитие соответствующих отделов мозга, а точнее его центры, которые отвечают за движение пальцев рук и за речь, расположенные очень близко друг к другу.

По Мнению Д.Б. Экольнина, мелкую моторикиу нужно рассматривать, не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок должен овладевать с раннего возраста. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковые игры предоставляют возможность, взрослым играть с детьми, ради них и в то же время, чтобы развивать двигательные навыки и речь. С помощью таких игр ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, развивает внимание и способность к концентрации. Эти игры формируют добрые отношения между взрослым и ребенком. Символы и образы игры пальцами - паук и бабочка, коза и кролик, дерево и птица, солнышко и дождь - как детей с умственной отсталостью тяжелой, что они готовы повторить движения взрослых. Один игры пальцами, готовят малыша к счету, в других ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, справа и слева.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности умственно отсталых детей. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

При лепке у ребенка, развивается мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет не только на развитие речи, но и на мышление, к тому же лепка хорошо влияет на нервную систему. Следовательно, заниматься лепкой рекомендуют шумным, активным детям. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.

В развитие графической моторики особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки используются книги для раскрашивания. Также обведение контуров, для того, что обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги, рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить, рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.

Использование физкультминуток, когда движение детей должны сочетаться с речью. Такие физкультминутки способствуют положительному переключению на другой вид деятельности, также повышению работоспособности, снятию нагрузки и тренируют психические процессы. Тенденции развития ребенка с умственной отсталостью так же, что товарищи из нормального развития.

Большая часть его развития - задержка в развитии конкретных действий, развитие речи и когнитивных процессов - в значительной мере-это второстепенный персонаж. Для правильной организации жизни ребенка с умственной отсталостью, что требует включения более раннего образования и специального образования.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.