РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Некоторые аспекты воспитания нравственной личности"

Конкурсная статья "Некоторые аспекты воспитания нравственной личности"
Строгова Ольга Павловна, 
педагог-психолог 
МБОУ "Гатчинская СОШ №8 "Центр образования" 
(г.Гатчина Ленинградской области)

Есть только одна проблема, одна – единственная в мире:
вернуть человеку духовное содержание, духовные заботы
А. де Сент-Экзюпери

Тема обусловлена серьезным нравственным кризисом в обществе и его пагубным влиянием на подрастающее поколение.

Едва ли кто-нибудь из родителей скажет, что эти проблемы его не волнуют, или что их не существует вовсе. Безусловно, на школе лежит большой груз ответственности за формирование нравственного облика учеников, но основная роль в этом принадлежит семье, родителям. И потому, что они РОДИТЕЛИ, то есть главные люди в жизни для любого ребенка, и потому, что процесс воспитания происходит не столько словесными нотациями, поощрениями и санкциями («кнут и пряник»), сколько прямым считыванием информации с мамы и папы, по большей части незаметным для них самих.

Можно сколько угодно рассуждать о вреде и пагубных последствиях курения, но если папа (или, что гораздо хуже, мама) дымит, как паровоз, то ребенок эти рассуждения просто-напросто не воспримет. Можно жестко наказывать ребенка за вранье, но если мама просит ребенка взять телефонную трубку и сказать тете Вале, что ее нет дома, то ребенок очень быстро осваивает «двойные стандарты» морали. Мы можем сколько угодно упрекать ребенка в непослушании, но ребенок каким-то хитрым образом отлично знает, что и мы сами в детстве были далеко не подарки для наших собственных родителей.

Во всяком случае, крику души «Ну что за молодежь пошла, никакого уважения к старшим» уже более двух с половиной тысяч лет. Афинская демократия приговорила к смертной казни мудреца Сократа именно за то, что он объяснял молодым людям, что им не надо копировать дурные стороны родителей, а надо стремиться стать лучше их. Эту позицию Сократа сочли величайшим оскорблением древнегреческой педагогики и нравственности. Вряд ли кто-нибудь из родителей скажет, по крайней мере вслух, что не хочет, чтобы его ребенок был лучше его самого… ну или, по крайней мере, счастливее.

По счастью, дети наши считывают не только наши недостатки, но и наши хорошие стороны. На самом деле, они, особенно в возрасте до 7-9 лет, отлично считывают все. Просто они делают это неосознанно.

И они гораздо более снисходительны к нам, за исключением, может быть, подросткового возраста, чем мы к ним. И они очень быстро учатся, как себя вести себя с нами и другими людьми, и успешно осваивают науку манипулирования нами и разделения всех остальных людей на «важных» и «неважных». Именно поэтому сегодня мы говорим о таком аспекте нравственности, как уважение к другим людям.

Рассмотрим две, на первый взгляд, похожие, формулировки.

  1. Каждый человек заслуживает уважения, пока своими поступками он не доказал обратного
  2. Каждый человек заслуживает уважения только в том случае, если докажет свое право на это
Человек, принявший для себя как парадигму, как господствующую установку, первое определение, признает всех других людей изначально равными себе, независимо, от их дохода и социального положения.

Уважение к другим людям не позволяет ему грубые и оскорбительные выражения в речи, проявления физической агрессии, прочие разновидности хамства. Этот человек не станет сидеть в метро рядом со стоящей перед ним пожилой женщиной, не «подрежет» вашу машину на узкой дороге и даже, может быть, не ответит на грубость в свой адрес – пожмет плечами и отойдет. Но то же уважение не позволит ему равнодушно смотреть, как рядом обижают беззащитного. Он по крайней мере попытается помочь.

А главное – он не помыкает и не оскорбляет тех, кто от него зависит, и не пресмыкается перед теми, от кого зависит он сам. Человек, уважающий других людей, уважает и себя. У него есть чувство собственного достоинства.

Отношение к людям у сторонника второго определения совершенно иное. Он делит людей по принципу «нужных» и «ненужных», или, чаще всего, «опасных» и «безопасных». Причем для последних он, в оправдание себе, находит принижающие определения – «лузер», «лох» и т.п.

Уважение, таким образом, нужно проявлять только к тем, кто является нужным или может представлять собой опасность. И к ним, впрочем, это уважение лишь внешнее, показное, а дома, на своей безопасной кухне, запросто можно и их разобрать по косточкам.
Ну и, разумеется, как только человек лишится своей властной должности, денег, или других аспектов «нужности» для сторонника второго определения, он тут же лишится и его уважения.

Такая позиция, к счастью, редко доходит до крайности, но она постоянно проявляет себя в так называемых «мелочах». Почему – так называемых? Да потому что жизнь наша в основном состоит из мелочей, из случайных или рабочих повседневных контактов, из ситуаций со знаком «+» и со знаком «-» от «начальник мне улыбнулся» до «опять нахамили в автобусе».

Если взять повседневную жизнь школы, то в школе эта тенденция прослеживается довольно четко.
Например, практически все ученики здороваются с директором и завучем – причем некоторые по нескольку раз на дню. Обычным учителям в этом смысле везет меньше – две трети учеников начиная с пятого класса здороваются лишь с теми, кто ведет у них уроки.

Если учитель перестал вести уроки в данном классе, число здоровающихся с ним уже через полгода сокращается наполовину. Что же касается т.н. учебно-вспомогательного персонала, то тех и вовсе не замечают почти 70% учеников – ну, возится со шваброй какая-то тетка в синем халате, явно из категории «ненужных» и «неопасных».

Или, еще пример – дети разучились вслух признавать свои ошибки. Такое ощущение, что сказать «извините, пожалуйста» многим не позволяет структура челюстных мышц.

Ну не поворачивается у них язык сказать «извините» учителю, и все! Разве что в присутствии и при моральном содействии завуча или директора.

Или отношение к школьному имуществу. Школа – не дом, где может здорово влететь от родителей, поэтому в школе можно пачкать красивые светлые стены и пол, швыряться мандаринами в картины известного художника, развешанные на третьем этаже, и даже, извините, регулярно и старательно писать мимо унитаза в туалете.
Ну и что, а что мне за это сделают? Здесь же болтается тетка в синем халате, она все уберет. Ей за это деньги платят.

Откуда это берется, почему?

Родители могут на словах декларировать свое уважение к школе, требовать от ребенка соответствующего поведения, но… одно маленькое словечко «училка» невзначай оброненное в разговоре взрослых, или грозно объявленное намерение пожаловаться на школу в прокуратуру или сразу в канцелярию Президента (а чего мелочиться-то?) за наглое выставление не той оценки в триместре … и ребенок сразу понимает: школа – это что-то из «сферы обслуживания», нечто среднее между книжным магазином и прачечной.

А учителя, соответственно – обслуга. Прислуга. В лучшем случае, гувернантки и гувернеры, то есть, лица второго сорта, с которыми можно особо не церемониться – наказать все равно не могут, тройку все равно, в конце концов, поставят.
Кстати, эта позиция негласно поддерживается и государством. Введя на высшем уровне термин «оказание образовательных услуг» и «инвестиционная привлекательность образовательного учреждения», чиновники низвели школу именно на положение «сферы обслуживания». Да плюс к тому еще образ школы и учителя, формируемый средствами массовой информации…
Теперь, когда мы установили связь между уважением к другим людям и нравственностью, давайте вернемся к началу.

Предположим, будет задан вопрос – а зачем вообще быть нравственной личностью? Многие из тех, кого никак нельзя назвать нравственной личностью, вполне довольны жизнью. А я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, а нравственность там, не нравственность … это уж как получится.

Вопрос вполне прагматический. Давайте попробуем ответить на него также с прагматической точки зрения и установим связь между уважением, нравственностью и счастливой жизнью. С прагматической точки зрения, счастье – это радость, душевное спокойствие и удовлетворенность.

С этим последним, то есть с удовлетворением последних, нам поможет разобраться известная «пирамида Маслоу».

  1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Последние три уровня называют также потребностью в самовыражении, личностном росте, саморазвитии.

Человек, обозначающий своей главной целью «много денег», «власть» и «респект от окружающих» доберется в лучшем случае до 4 уровня пирамиды.

О существовании иных, высших уровней, он зачастую и не подозревает, к культуре относится потребительски, к другим людям – тоже (в том числе, к тем, кто умудрился на время «заслужить его уважение»).

Но счастлив ли он на этих своих четырех уровнях? Живет ли он спокойно в своем золотом дворце на Лазурном берегу? Или его, как какого-нибудь, недостойного уважения бедняка, одолевают заботы – другие, конечно же, но оттого не менее досадные?
Как психолог с многолетним стажем, могу сказать, что да. 

Могу назвать вам основные:
Страх за свою жизнь и за свое состояние. Неодолимое желание еще больших денег и еще большей власти. Муки совести (да-да, с совестью не так легко договориться, как некоторые думают!... особенно по ночам, когда защитные оправдательные механизмы сознания ослабевают или отключаются совсем) и, как следствие, бессонница и другие формы невроза. А самое главное – скука. И, как это ни странно – чувство неудовлетворенности. Деньги есть, власть есть, очередная жена – восемнадцатилетняя блондинка, топ-модель, чтобы все вокруг обзавидовались…
Все есть, а счастья, радости, спокойствия – нету.

Почему? Да потому, что человек так устроен, что первых четырех уровней ему мало. Помните – из Библии - «не хлебом единым жив человек». Так уж человек устроен, нравится ему это или нет, что для него недостаточно удовлетворения материальных и даже социальных потребностей. Ему надобно расти и развиваться, как личности, иначе, без развития, он топчется какое-то время на месте, а потом неминуемо начинает сползать вниз. Деградировать. Спиваться, колоться, забываться…

Потому что человек не только тело, но и дух.

Ну или психика, сознание, с точки зрения атеиста. От перемены названий суть дела не меняется.

Человеку для его удовлетворенности, спокойствия, счастья, необходимо иметь высшие потребности, ему необходимо развиваться и в духовном плане.
Развитие же в духовном плане, удовлетворение потребностей 5, 6, 7 уровня невозможно без уважительного отношения к другим, даже и неизвестным тебе людям, к плодам их многовекового культурного, научного, духовного труда. Нужно понимать, любить и уважать красоту природы и мира, создаваемого другими людьми, чтобы подняться на этот уровень и самому стать творцом. Нужно уважать самого себя как личность, видеть и ценить в себе свободную крылатую душу, чтобы стремиться к высшим целям и для себя, и для других людей… и никогда не терять смысла жизни, не скатываться в рутину и скуку повседневных забот.

Человек, относящийся к другим людям потребительски, в конечном счете обречен на одиночество. Человек, признающий других людей равными себе, не будет одинок никогда. 

Первый берет, стараясь поменьше отдать взамен. Второй отдает, щедро и бескорыстно, не взирая на обстоятельства и не заботясь о благодарности.

Вот почему жизненный путь человека напрямую зависит от его нравственной позиции, т.е. от его отношения к другим людям.
Больше двух тысяч лет на эту тему было сказано: ОТНОСИСЬ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ

Строгова Ольга Павловна16.10.2013 8170 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar