РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Особенности налаживания взаимодействия по формуле "педагог - родитель""

Конкурсная статья "Особенности налаживания взаимодействия по формуле "педагог - родитель"" Кошкина Татьяна Владимировна, 
МБОУ ДОД «ЦД(Ю)ТТ», 
методист 

Главнейшая проблема в работе педагога, это согласованность его усилий с другими воспитывающими воздействиями, прежде всего с семейным воспитанием. Но зачастую, наша работа часто напоминает басню о лебеде, раке и щуке. И от того сможем ли мы договориться, зависит успех нашей общей деятельности.

Прежде всего, родители и педагоги должны осознавать общность интересов и единство целей в воспитании ребенка. Уже при зачислении ребенка в образовательное учреждение начинается основная формула взаимодействия «Педагог-родитель».
Каждый случай, глубоко индивидуален, ведь, как и детей, родителей можно условно разделит на несколько категорий: «Заинтересованный родитель», «Пассивный родитель», «Отсутствующий родитель».

1. «Заинтересованный родитель» - взаимодействие педагога с «заинтересованным родителем», как правило, налаживается легко. Такие родители активно включаются в образовательный процесс, активно участвуют в общественных и воспитательных мероприятиях, прислушиваются к замечаниям педагога, вникают во все вопросы взаимного воспитывающего воздействия.
Казалось бы, ничего прекрасней для взаимодействия педагога с таким родителем, и быть не может, но иногда препятствием может служить такой момент, как чрезмерная опека или «слепая любовь», которая, часто мешает развитию индивидуальности ребенка, ребенок бывает полностью подчинен мнению таких родителей и плохо формирует свою точку зрения, свою позицию по различным вопросам.

Большинство родителей даже не осознают этого и задача педагога, в такой ситуации, провести работу по ослаблению, чрезмерного внимания, различными методами: беседа с родителями, внеклассная работа с детьми (Например: Мероприятие круглый - стол «Моя позиция», «Я – индивид!»), возможно проведение подобных методик совместно с родителями, только особенностью здесь будет являться анонимность ответов, на предлагаемые ситуации, с постепенным переходом на открытые ответы детей.

2. «Пассивный родитель» - данная категория, представляет небольшую сложность в вопросе взаимодействия. Такие родители, так же как и первая категория любят своих детей, но не проявляют особой заинтересованности к вопросам образовательной среды, выступая в позиции «образовательное учреждение воспитывает по своей схеме, а дома воспитываем по своей схеме, не вмешиваясь в полномочия друг друга». В данной ситуации, задача педагога больше привлекать таких родителей к общественной жизни класса (Например: устраивая выходные походы на экскурсии или выезды на природу, приглашать таких родителей в качестве сопровождающих помощников, как бы наделяя их руководящими полномочиями или чаще давать задания по выполнению совместных творческих проектов, обязательно с акцентирующими темами - названиями, например «Мама, папа, я – творческая семья!», или «Мы без дела не сидим – вечно с папой (мамой) мастерим!» и др.) Постепенно, «пассивный родитель» переменится в родителя, активно взаимодействующего с педагогом и вникающего в образовательную сферу жизни своего ребенка.

3. «Отсутствующий родитель» - самая сложная категория для взаимодействия. В большинстве таких случаев, воспитанием детей занимаются бабушки или дедушки, родители либо «неблагополучные» (алкоголизм, наркомания, криминал), либо слишком заняты работой, карьерой и финансовым благополучием семьи. И те и другие, абсолютно не участвуют в воспитании своего «чада», и часто даже не знают имени и лица педагога, который обучает их ребенка. Налаживание взаимодействия в воспитании ребенка с такими родителями требует постепенности, подборки индивидуальной методики бесед, совместных мероприятий и, конечно же, привлечения квалифицированного психолога.

Во всех трёх случаях, налаживание отношений по формуле «Педагог-родитель», не происходит так быстро, как бы нам хотелось, иногда на это может уйти не один год, но прекращать работу в этом направлении ни в коем случае нельзя, ведь эпицентром этой формулы является ребенок с его сложным, формирующимся миром. И если две стороны не найдут точки соприкосновения, в конечном итоге пострадает именно он. А педагогу – профессионалу эти попытки не должны составить никакого труда. Только партнерство – это залог успеха!» В добрый путь, дорогие педагоги!

Кошкина Татьяна Владимировна16.10.2013 8300 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar