РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья «Воспитание патриотизма через взаимодействие с семьями воспитанников»

Конкурсная статья «Воспитание патриотизма через взаимодействие с семьями воспитанников» Баранник Елена Геннадьевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 72 города Йошкар-Олы «Солнышко» 

«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»
Ш. Монтескье

Патриотическое воспитание невозможно без взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Ведь именно семья формирует мировоззрение будущего члена общества. Все семейные ценности становятся ценностями каждого члена семьи в отдельности.

К сожалению, в современном российском обществе обесценились понятия «Родина», «Отчизна», а патриотизм вызывает лишь скептическую усмешку.

Приступая 2 года назад к работе над темой «Патриотическое воспитание дошкольников на основе традиционной русской культуры», я прежде всего учитывала глубину знаний и интерес родителей моих воспитанников к данной теме. Особенно интересовали меня их ответы на следующие вопросы: (в скобках даны ответы опрашиваемых)

  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? (Да, т.к. всё, что усвоено в дошкольном возрасте – основа дальнейшего развития личности.)
  • Как, вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители? (всё начинается с семьи, педагоги – наша поддержка.)
  • Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания дошкольников? (Как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, формировать человека и гражданина.)
Ответы на эти вопросы порадовали меня и вдохновили на создание долгосрочного (3 года) педагогического проекта «Отдыхаем вместе!».

Цель проекта: 

  • освоение детьми нравственных и эстетических ценностей традиционной семейной культуры;
  • освоение историко-культурного наследия России с опорой на памятные даты российской истории;
  • освоение народного изобразительно-прикладного искусства с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря. 
Задачи проекта:
  1. воспитание чувства патриотизма в процессе разнообразной детской деятельности;
  2. формирование уважительного отношения к культуре своей страны, воспитание чувства гордости предками и созданной ими культурой;
  3. активное вовлечение родителей в решение задач патриотического воспитания;
  4. формирование у детей представления о себе как о будущих гражданах России;
  5. формирование умения отразить полученные знания в игре, художественной и трудовой деятельности.
Участники проекта: педагоги, воспитанники группы, семьи воспитанников.

В основе данного проекта лежит такая форма работы с родителями, как маршруты выходного дня.

Эта форма работы позволяет нам, педагогам, сблизиться с семьями наших воспитанников, лучше узнать интересы родителей, степень их заинтересованности в реализации проекта. Наши маршруты разделены на 5 направлений:

  • знакомство с родным городом;
  • знакомство с народными традициями;
  • знакомство с природой родного края;
  • знакомство с историей страны и республики;
  • знакомство с культурной жизнью нашего города.
Во многом в осуществлении нашего проекта нам помогает Национальный музей республики Марий Эл им. Т.Е. Евсеева. Сотрудники музея не только знакомят нас с экспонатами музея, но и готовят программы, позволяющие формировать интерес к познавательным развлечениям, знакомящими с традициями и обычаями народа, истоками культуры.
  • «Природа родного края»;
  • «Народные традиции встречи весны»;
  • «Пасхальные радости»;
  • «Как на масляной неделе из печи блины летели»;
  • «Война в солдатских треугольниках».
Представление о культурной жизни нашего города мы получаем, посещая театры.
  • Республиканский Театр кукол ( постановка русской народной сказки «Машенька и Медведь»;
  • Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева ( музыкальные сказки «Муха – Цокотуха», «Бременские музыканты», балет «Щелкунчик»)
Посещения театров способствуют знакомству с культурными явлениями, их атрибутами, людьми, работающими в театре. Также мы повторяем правила поведения в общественных местах.

Познакомиться с природой родного края, с сезонными изменениями в природе помогают нам знакомиться прогулки по осеннему лесу. Мы приучаем детей в свободное время любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц, шум дождя, шелест листьев под ногами.

Изучению родного города способствует наше участие в праздничных городских мероприятиях, таких, как «Масленица», «День города», «День Победы».

Впечатления от нашего совместного отдыха записываем в альбом, который так и назвали «Отдыхаем вместе!». Вот несколько страничек из нашего альбома.

«Наш любимый музей опять пригласил нас в гости. Шла масленичная неделя. Мы многое узнали об этом народном празднике и поэтому с удовольствием пришли сюда на программу «Как на масленой неделе из печи блины летели…»
Пришли мы, как обычно, с нашими мамами, дедушками и бабушками. Да и как же на Масленичной неделе без них. Ведь Масленица – это семейный праздник!

В начале экскурсии мы познакомились с нашим экскурсоводом и она повела нас к началу нашего путешествия по Масленичной неделе. Но прежде нам пришлось разгадывать загадки и выучить весеннюю закличку.
Мы поднимались по ступенькам и произносили эту закличку.

А на третьем этаже музея нас уже ждала Весна. Видимо, хорошо мы ее звали.
Весна сказала, что вместе с Масленницей познакомит нас с первым весенним праздником на Руси. Мы подумали, что говорить они будут про 8 марта – праздник женщин, но оказалось, что речь пойдет о Масленнице.
На Масленичной неделе каждый день имеет свое название. Нам рассказали, как называется каждый из дней и что было принято делать в эти дни.
Конечно же ,Масленица – это радость, веселье, игры, хороводы.
И мы играли, водили хороводы, веселились…
А потом нас пригласили на «Тещины вечерки» и научили делать весенних куколок, которые называются «мартинички». В прошлом году мы уже учились их делать, но, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. И мы все с увлечением приступили к работе.

Немного передохнув, снова отправились играть, а точнее, соревноваться.
На этот раз мы показывали свою сплоченность и силу: перетягивали канат.

Последний день Масленичной недели называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить прощения у всех: родных, близких и знакомых людей. И мы тоже сделали это. Мы проходили через воротца и просили друг у друга прощения.
На этом наше знакомство с традиционным русским праздником закончилось.

Но внизу, на первом этаже музея нас ждало продолжение. Какая же Масленица без блинов!
И мы их поели! Наши родители накрыли для нас столы и мы все вместе поели блинчики и попили чай. Вот такой необычной оказалась наша очередная экскурсия в музей!».

Все мы прекрасно знаем, что ничто так не сближает людей, как совместный труд. Но теперь я знаю точно: людей сближает и совместный отдых!. Наша группа стала большой семьёй, которую объединяют общие интересы, забота о детях, которых мы воспитываем вместе и которые не могут теперь быть равнодушными к своей стране, к её культуре, истории и традициям.

Начался новый учебный год. Мы уже выпускная группа. Скоро нам придется прощаться с детьми, которые пойдут в школу, с их родителями, которые за 2 года совместной работы и отдыха стали близкими нам людьми. Но впереди еще почти год и мы готовы прожить его так же интересно и плодотворно, работая над проектом «Отдыхаем вместе!»

Баранник Елена Геннадьевна16.10.2013 9450 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar