РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Круговорот ценностей семьи и школы"

Конкурсная статья "Круговорот ценностей семьи и школы"
Петронюк Инна Степановна, 
ФГКОУ "Санкт-Петербургский кадетский корпус Министерства обороны", 
воспитатель. 

Актуальным вопросам взаимодействия семьи и школы посвящено много педагогической и психологической литературы. Вместе с этим, реальная педагогическая практика часто демонстрирует взаимную отчуждённость этих двух самых важных институтов социализации в жизни человека, а иногда и их противостояние. 

И та и другая сторона стоят «на страже интересов ребёнка», а в результате именно маленький человек оказывается в эпицентре взаимных претензий, негативных эмоций или, что ещё хуже, абсолютного равнодушия. Автору представляется возможным рассмотреть семью и школу как единую воспитательную систему человека. Идея отношения – одна из фундаментальных научных идей. В психологии «отношения человека – это потенциал, проявляющийся сознательной активной избирательностью переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте». 

В.Н.Мясищев определил уровни развития отношения. На условно-рефлекторном возникают устойчивые положительные (отрицательные) реакции. На конкретно-эмоциональном - отношения любви, вражды, боязни. На конкретно-личностном - деятельность, отражающая избирательное отношение к окружающим. На собственно-духовном социальные нормы становятся внутренними регуляторами поведения человека. 

Так, при усвоении социального опыта формируется ценностное отношение, которое отражает степень важности для жизни человека, проявляется в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности, ориентирует поведение. Продолжение рода, воспитание нового поколения, создание семьи – одна из основных целей жизни человеческой. Жизнь - это дар, который передаётся людьми своим детям. Это живая энергия, сохраняющаяся и преумножающаяся, растущая во времени, а не в пространстве. 

Только от своих родителей человек может получить жизнь и только своим детям передать её. Поэтому, семья является ценностью для любого человека уже от рождения. Семья не является хаотичным социальным объединением людей. Каждая семья, существующая даже очень короткий срок, и даже существующая в прошлом или в будущем, имеет свою иерархическую структуру. Семейная система предписывает человеку его роль, функции, предъявляет требования к его поведению в целях сохранения семьи в целом, рода, жизни. 

Семейная система – самый главный институт социализации человека. Ценности, декларируемые семьёй, человек принимает как должные и стремится жить в соответствии с ними. Маленький человек растёт и осваивает мир. Всё чаще и дальше он совершает экскурсы за пределы семьи, приобретает новый опыт общения с людьми, открывает новые возможности события с человеческим обществом. В известном возрасте человека в жизни появляется ещё один значимый институт социализации – школа. Роль школы в воспитании человека и становлении его ценностных отношений переоценить трудно. Школа тоже является системой со своей иерархической структурой, заявленными ценностями. 

Ценности семейной системы складываются и корректируются столетиями, передаются через поколения, принимают формы народной мудрости. Базовые ценности школьной воспитательной системы определяют заказчики образовательных услуг – государство, общество, родители и дети, т.е. семьи. Заказ государства изложен в документах, регламентирующих деятельность в сфере образования. От состояния общества и уровня его социального развития зависит общее состояние образовательной системы. Родители, как заказчики образовательных услуг, выбирают то или иное учебное заведение для своего ребёнка. Чем руководствуются люди при выборе школы? Проведённое нами социологического исследование свидетельствует: территориальное расположение, материальная база школы не являются первостепенным требованием. Выбирая школу только 2,3 % родителей изучают её устав и образовательную программу. Основные факторы выбора – положительное мнение выпускников, родителей учащихся о морально-психологическом климате в школе, судьбах выпускников, характеристиках представителей администрации и педагогического коллектива. 

Большинство родителей ожидают видеть своего по вечерам счастливым, с выученными уроками, и не рассматривают вариант своего активного участия в образовательном процессе. Поступив учиться, ребёнок оказывается одновременно членом двух социальных групп – семьи и школы, элементом двух систем со своими иерархическими структурами, законами развития, динамиками в отношениях – семьи и школы, и ориентируется на два набора базовых ценностей – семьи и школы. В этих условиях происходит становление его собственных ценностных установок. Этот процесс гармоничен в случае, если ценности, заявленные в семье и декларируемые образовательным учреждением, не противоречат друг другу. В противном случае ребёнок испытывает дискомфорт. Ведь именно в этот период формируются его представления о своей ценности. Ориентируется он на мнения представителей как семьи так и школы. 

Не стоит доказывать, что человек – существо социальное. Он может быть зачат, рождён, развивается и выживает в трудных ситуациях благодаря окружающей группе людей. Человек глубоко, чаще всего бессознательно, связан с людьми душевными силами, которые появляются и укрепляются в результате присвоения ценностей своего социума. Эти душевные силы (правильнее назвать их любовью к близким) делают человека лояльным к представителям своей социальной группы. Вместе с этим, сохранять душевное равновесие и чувствовать себя комфортно ему позволяет способность нравственно оценивать своё поведение, т.е. совесть. 

Именно совесть сообщает человеку, что он должен делать и как себя вести, чтобы принадлежать к своим группам (семье или школе), и чего нужно избегать, чтобы не быть исключенным из них. Наша совесть чиста, если мы придерживаемся действующих правил и норм, являемся "добросовестными" членами группы. Мы чувствуем угрызения совести, если не подчиняемся действующим порядкам и правилам, не соблюдаем иерархию, нарушаем табу и из-за этого опасаемся наказания. Мерилом правильного поведения в совести является необходимость и возможность принадлежности к соответствующей социальной группе. Таким образом, поведением ребёнка управляет любовь и совесть. 

Перед школьником стоит сложная задача выбора, принятия ценностей семьи и школы, и выработки своей собственной системы ценностей, которая в дальнейшем станет основой ценностей новой его собственной семьи. В новой семье будут дети. И они придут в школу.

Петронюк Инна Степановна16.10.2013 133110 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 10
avatar
0
1

Профессионально!
avatar
0
2

хорошо, молодец
avatar
0
3

Спасибо!
avatar
0
4

hands
avatar
0
5

хорошая и замечательная работа!!!!!!!
avatar
0
6

Хорошая работа :)
avatar
0
7

Спасибо!
avatar
0
8

Высший пилотаж! cool biggrin biggrin biggrin
avatar
0
9

biggrin biggrin
avatar
0
10

Достойно победы. Удачи! tongue
avatar