РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Семья и школа: от конфронтации к сотрудничеству."

Конкурсная статья "Семья и школа: от конфронтации к сотрудничеству." Бугулова Зарина Заурбековна, 
МОУ СОШ № 67 г.Сочи Краснодарского края, 
учитель истории и обществознания 

Сегодня семья и школа все чаще выясняют отношения, обвиняя друг друга в некомпетентности. Недоверие и неуважение как пропасть отделяют друг от друга два института играющих в жизни ребенка решающую роль. Этот конфликт с каждым годом все больше и больше заходит в тупик и, кажется, что выхода совсем нет.

По традиции, принятой в нашем обществе, в арбитры призывается государство. А оно, к сожалению, не вдаваясь в тонкости конфликта, сваливает ответственность за воспитание ребенка то на одну сторону, то на другую.

Три агента социализации подрастающего поколения - семья, школа и государство - не могут определить свое место и меру ответственности за воспитание детей. В итоге их воспитанием занимается жизнь, жестоко ломая судьбы и калеча детские сердца. Похоже, что выхода и вправду нет?

Выход есть, только он сложный, требующий больших душевных, творческих затрат. Семья и школа должны договориться сами! Они обязаны найти общий язык, так как выполняют одну социальную функцию. У них, по сути, общие дети, а значит и дорога у них должна быть одна. И крайне важно двигаться по этой дороге в одном направлении.

Прежде чем начать диалог, семье и школе необходимо познать внутренний мир друг друга – достижения и проблемы, приоритеты, материальные возможности, моральные ценности, мечты и страхи. Важно каждой из сторон увидеть, в чем они могут помочь друг другу. Этой помощью нельзя скупиться. Жизнь ребенка – НЕ ЭКСПЕРИМЕНТ!

В глубине души мы признаем, что как классные руководители мало уделяем внимание личным контактам с родителями, практически не посещаем семьи. Нам даже не интересно чем они живут! Главное успеть собрать нужные «бумажки» и красиво отчитаться о своей работе. Ведь отчет – это наша зарплата!!!

Как родители мы признаемся сами себе, что сдаем детей в школу как в «камеру хранения», а условия «хранения» особо не изучаем. Мы поднимаем вопрос об этих условиях лишь тогда, когда с ребенком случается неприятность. И тогда становимся в позу, показывая то, как мы готовы защищать свое чадо.

Определенно уверенна, что семья и школа, забыв личные интересы, должны СОВМЕСТНО выработать принципы и методы воспитания. Кроме того, совместно должно определяться содержание воспитания. Родитель должен стать непосредственным участником планирования воспитательного процесса в школе. В этом случае родительское собрание и родительский комитет перерастут роль органа, обеспечивающего только материальную сторону социализации ребенка. Они трансформируются в идеологов, методистов воспитания, творчески и заинтересованно подходящих к воспитательной работе. Эта заинтересованность и породит ответственность за воспитание дома и умение правильно осуществлять контроль над воспитанием в школе.
Но здесь опять встает одно «но!». Не все родители понимают необходимость такого сотрудничества! А многим – просто все равно!

Объяснить, убедить, доказать, научить родителей должны… учителя! Учитель любой эпохи - это «лучик света в темном царстве», альтруист и энтузиаст. Он добровольно возлагает на себя миссию просветителя, потому что понимает происходящее лучше остальных, видит будущее дальше всех, и ему просто небезразлична судьба маленького человека.

Нужно только сделать шаг, нужно двинуться вперед, а последователи найдутся. Мы обретем единомышленников, соратников в нелегком педагогическом труде. И тогда мы ВМЕСТЕ воспитаем неравнодушных и ответственных людей, деятельность которых в будущем изменит картину нашей жизни в лучшую сторону.

Бугулова Зарина Заурбековна16.10.2013 8042 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Всё у вас, Зарина Заурбековна, красиво и логично. Вам от меня +1!
Но все легко только в теории. На практике же - написать совместный план воспитательной работы с родителями можно, а вот воплотить его - вряд ли. Опять получится бумажный отчет о мифической работе. Потому что дома у кого-то будет нецензурная брань, у кого-то скандалы и драки, у кого-то выпады в адрес учителей, начальства и власти, выражение нетерпимости к людям, которых угораздило родиться нерусскими, бедными, богатыми, некрасивыми, больными и просто нелюбимыми...
Любить надо детей. И дома, и в школе. А любить не научишь, это не в наших силах, это только Божий дар. Вот и приходится зачастую спасать детей от родителей (или учителей) и лечить от родительской (или учительской) дурости...
avatar
0
2

В общем я не ищу легких путей. Этот путь очень тяжелый, но он будет эффективен. Педагогам очень трудно было и в период ликвидации безграмотности в 20-е годы. Но добились же! Главное -начать, а потом - не сдаваться. И надеюсь силы у нас найдутся. Спасибо за комментарий. Мне важно ваше мнение!
avatar