РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Генеалогическое древо, как метод воспитания."

Конкурсная статья "Генеалогическое древо, как метод воспитания."
Якубова Наиля Габдрахмановна, 
учитель татарского языка и литературы, 
МБОУ СОШ №70 г. Казани, Республики Татарстан.

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья – это в первую очередь носитель этнокультурных традиций. Поэтому институт семьи для всех важен в свете сохранения своей национальной и религиозной идентичности.

Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». Именно родители должны быть первыми педагогами, они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. А взаимодействие педагогов с родителями по вопросу изучения генеалогического древа способствует бережному отношению к традициям сохранению вертикальных семейных связей.

Интерес к своим родословным характерен для многих народов мира. Наши предки скрупулезно вели родословное дерево, ведя на специальном шесте отметки. Грузины писали на пергаменте (коже животных) имена рожденных. Такая родословная «книга» передавалась от отца к сыну. Судьба каждого из предков тесно связана с историей Отечества. Изучение родословных и у арабов, немцев, татар, русских и других народов имеет многовековую историю. Знание своих корней было вначале необходимо для подтверждения прав на имущество и власть. Не случайно, поэтому, что с XVI века в русском государстве родословные стали храниться даже в государственных архивах. Традиция ведения родословных (шәҗәрә) у татарского народа тоже очень древняя. Исламская культура предполагала знание своей родословной хотя бы до седьмого поколения. Каждый мусульманин обязан был знать имена своих предков и упоминать их в молитвах.

Известны генеалогические древа старинных родов, берущих свое начало из глубины веков, еще со времен Волжской Булгарии и Золотой Орды. История, которая прослеживается через родословные, свидетельствует о глубоких культурных традициях татар.
Преемственность поколений, знание корней своего рода сегодня особенно актуальны, ибо с каждым годом все слабее становится наша связь с прошлым, история нашего рода удаляется от нас, уходят традиции, мировоззрение, нормы поведения.
Родословный корень – это путь человека к самопознанию, это ключ к пониманию себя и других людей, ключ сопричастности с историей и сегодняшним днем. В наши дни в Татарстане постепенно возрождается интерес к изучению родословных. Вот уже несколько лет в средней школе №70 г. Казани учащиеся школы под руководством учителей татарского языка и литературы занимаются изучением родословных. Эта исследовательская деятельность не носит эпизодический характер. Чтобы приступить к ней, учащиеся и их родители познакомились с приемами и формами работы. Для этого учителя провели специальные уроки, на которых было рассказано, как составить родословную по восходящей и по нисходящей линии, как взять интервью, как составить рассказ по воспоминаниям. Школьникам было предложено самим составить родословную по фотографиям. Кто-то из них составил родословную в виде дерево, цветы, чулпы (национальное украшение). Таким образом, учащиеся осваивали методические основы исследовательской работы, систему анализа и классификации собранных материалов. Воспитательное же значение этой работы просто трудно переоценить.

Необходимость работы по сбору материала объясняется и родителям учащихся, при посещении ими родительских собраний. Задания данного характера даются ученикам и на лето, так как именно в это время многие ребята выезжают к родственникам, бабушкам, дедушкам. Учащиеся в определенное время могут получить консультацию у учителя. После проделанной работы в школе проходят конкурсы. Каждый год ребятам для их поиска предлагаются определенные темы: "Детство и юность моих родственников", "Эхо войны в моей семье", "Традиции в моей семье". Организуются родительские Собрания, где родителям предлагаются выступления ребят по результатам их поисковых работ, проходят классные часы по теме "Плох тот человек, который не знает своих корней". На общешкольной выставке "Моя родословная" учащиеся могут углубить свои знания по формам и методам генеалогических, поисковых работ.

Большинство ребят с большим энтузиазмом занимаются исследованием своих родословных. Они расспрашивают своих родителей, листают семейные альбомы, работают в архивах. В ходе творческого поиска они, к своему изумлению, открывают совершенно незнакомые страницы жизни своих бабушек и дедушек. Ребята с интересом вглядываются в пожелтевшие фотографии, ищут и находят старинные документы. Они часто обнаруживают, что среди их предков есть выходцы из больших трудовых семей, живших зажиточно и пострадавших в годы сталинских репрессий; что есть люди, получившие образование в престижных учебных заведениях, умные, здравомыслящие и этим ставшие неугодные властям, а потому - уничтоженные. Ребята в ходе исследовательской работы расспрашивают бабушек и дедушек о наиболее памятных событиях в их жизни. Все эти сведения, рассказы, воспоминания, документы, фотографии оформляются в альбомы, классифицируются в семейных папках. Собранные у нас работы все разные, как отличаются друг от друга и сами дети. В ходе поисковых работ у ребят заметно возрос интерес к своей семье, появилось стремление восполнить пробелы в знании своей родословной.

Дети, изучая историю, и литературу в школе, часто воспринимают её достаточно формально, не связывая судьбы страны с судьбами своих предков, родственников разных поколений. А изучение фамильной истории позволяет педагогу на близком, доступном детям материале организовать исследовательскую работу, что в свою очередь развивает творческие задатки детей и аналитическое мышление. Ещё одним серьёзным доводом в пользу организации среди детей генеалогической исследовательской деятельности является возможность приобретения ими опыта ценностного отношения в процессе общения с представителями старшего поколения, осмысливания их судеб в контексте исторической действительности. Таким образом, познание родовой истории способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, приобщению к общечеловеческим ценностям, создаёт условия для социального, культурного и нравственного самоопределения ребёнка, укреплению семейно-родственных связей.

Я сама, как предметник и как классный руководитель, вот уже пятый год работаю над проектом «Я и моя семья», целью который является создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего формированию навыков самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее социальных проявлениях. Начиная с 5 класса, мы с учащимися и родителями провели ряд мероприятий, реализуя задачи этого проекта: составили банк данных семей, провели диагностику семей и т.д.

В 5-ом классе каждому учащемуся класса надо интересно рассказать о своей семье. Продуктом деятельности мы определили сочинение о семье, книжка-раскладушка, презентация «О чём гласит фотоальбом…». Каждый ученик рассказал о своей работе на общешкольной родительской конференции.

В 6-ом классе виртуально познакомились с профессиями родителей. Были проведены классные часы, на которых родители знакомили ребят со своими профессиями. После этого дети получили задание создать презентаөию в программе Power Point. В презентации ребята рассказали о профессии родителей или о том, кем мечтают стать.

С 7-ого класса дети были вовлечены в проектную деятельность «Моя семья». Цель проекта объединение детей и их родителей в работе при сборе материала по истории семьи, её родословной. Чтобы вовлечь ребят в проект на классном часе была показана вводная презентация, где была информация об алгоритме составления родословной и о видах родословий (восходящее, нисходящее). Далее были выбраны направления работы, по которым дети будут работать:

  • Составление генеалогического дерева семьи
  • Наши имена
  • Загляни в семейный альбом
  • А у нас есть такая традиция…
Защита проектов прошла на итоговом родительском собрании с использованием проекционного оборудования и презентации.
В 8-ом классе дети работают над проектом «История моей семьи в истории страны». В данном проекте обучающиеся собирают и рассказывают о предках, которые участвовали ВОВ или других воинах. В презентациях дети рассказывали о биографии ветерана, о его наградах и подвигах, а также использовали старые семейные и фронтовые фотографии.

А в 9-ом классе дети занимаются с оформлением всего собранного материала как исследовательская работа и участвуют в городских, и российских конференциях, конкурсах.

И родители учащихся, участвуя в проектной деятельности совместно с детьми, становятся из пассивных наблюдателей нашими союзниками

Семья играет большую и важную роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле – долг и обязанность педагогов. Важно, чтобы влияние семьи и школы на ребенка шло в едином направлении.

Работа учителя с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Надо добиваться, чтобы в каждой семье поняли необходимость требовательной любви к детям уважения к ним. Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая сдвиги. Выделяя конкретные задачи для совместного их решения.

Результатом работы, проводимой классным руководителем с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с малых лет, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.

Якубова Наиля Габдрахмановна16.10.2013 16540 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar