РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Давайте отучим ругаться детей или «не ругайся» как заповедь"

Конкурсная статья "Давайте отучим ругаться детей  или «не ругайся» как заповедь" Хачак Фатима Долетчериевна, 
заместитель директора по УВР, 
МБОУ СОШ № 70 

Большую социальную значимость на сегодняшний день играет целенаправленное общение школы и семьи. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.

Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое и целенаправленное общение родителей с детьми. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот мир.

Ребенок перенимает от родителей множество личностных черт, которые становятся фундаментом для его дальнейшего самоопределения и идентичности.

Название данной статьи - это призыв к взрослым, родителям, бабушкам и дедушкам. Ибо все они имеют отношение к воспитанию детей и подростков. И мы продолжаем говорить о таком злободневном явлении нашей повседневной жизни как мат, который стал русским и национальным бедствием.

Ведь он действительно вездесущ. Этот навязчивый пласт речи звучит на улицах, в учебных заведениях из уст детей и подростков. Порой на матерном языке объясняются средь бела дня и взрослые, не обращая внимания на то, что кругом люди.
С момента рождения каждый ребенок слышит вокруг себя человеческую речь, хотя на первых порах сам еще не может говорить. Родители стараются объяснить ему, что можно, а что нельзя делать. В процессе воспитания также участвуют бабушки и дедушки, которые могут и, на мой взгляд, должны заложить основы лексического восприятия окружающего мира. И от того, каким образом разговаривают между собой взрослые, какими словами они объясняются друг с другом, зависит в будущем речь ребенка.

Постоянная ругань и упреки в адрес ребенка негативно сказываются на его лексике. Ребенок осознает, что бить старших нельзя, а сказать что-нибудь матерное про себя или вслух он может. Вот отсюда и зарождаются и дают ростки эти нехорошие слова.

Ведь, наверняка, многие обращали внимание на то, как бабушки или дедушки учат своих внуков и внучек ругаться матом или произносить вслух нелитературную лексику. Да простит меня добрая половина уважаемого старшего поколения, но то, что я пишу,- это правда и имеет место в повседневной жизни. И о чем думаете, Вы, уважаемые родители и не менее любимые бабушки и дедушки, обучая ребенка показывать комбинацию из трех пальцев или последнее веяние иностранных фильмов - средний палец? Вы же видите это, но сидите и умиляетесь любимому чаду, который запомнил и повторяет из просмотренного явно не по возрасту фильма жесты и слова.

Многие могут возразить, что не все дети такие невоспитанные и не все родители одинаковые. И будут правы. Здесь уместно вспомнить такую науку, как психология, согласно которой психическое развитие ребенка протекает по двум мотивационным группам: социальной и биологической. И именно в социальной сфере следует искать отклонения ребенка в речевом поведении. 

Обучаясь в начальной школе, дети употребляют матерную речь в дразнилках, обзывательствах и поговорках. Истоки этого следует искать в его окружении, то есть в семье и компании сверстников. Младшие школьники очень сильно стараются быть похожими на своих родителей, подражая им во всем. А из этого следует, что при низком уровне речевой культуры в кругу семьи жаргонизмы распространяются очень быстро. Если ребенка не любят дома, сверстники не признают в нем лидера, то во время игр он становится агрессивным и деградирующим существом. И учеба у него оставляет желать лучшего, на него наваливается куча проблем, решить которые он в одиночку не может. И он, страдая от собственной беспомощности и бессилия, пытается спрятаться от всех с помощью матерных слов, не пуская в свой внутренний мир никого. И он утешает себя тем, что он лучше всех в классе ругается матом.

Подростки заняты поиском своего места под солнцем. Им необходимо самоутвердиться. Они стремятся быть как взрослые, жаргонные словечки употребляются и к месту, и не к месту. Главное, чтобы их было много в каждом предложении. Предметом обсуждения становится половая система человека, оплодотворение и зачатие ребенка, генитальная тематика. Подростки пытаются упростить научные названия некоторых биологических процессов, прибегая к нелитературной лексике и вульлгаризмам.

Повседневное использование нецензурных слов в речи для выхода эмоций становится нормальным явлением. Появляются еще к тому же похабные анекдоты.

Мат в повседневной речи для подростка уже стал обыденным явлением. А где же мы с вами? Родители, общественность? Мы упорно делаем вид, что не слышим на улице этих нецензурных восклицаний и посланий, не видим надписей на стенах и заборах. А зачем? Не зная и не видя удобнее жить. И никто не объяснит подростку, что матерными словами он оскорбляет собственную маму, давшую ему жизнь. И во всех нецензурных выражениях мы слышим в адрес матери столько неприличных слов, что хочется спросить- а за что мы с вами так не любим ее, мать нашу!

Спросите, как избежать этого? Ответ прост. Прежде всего, нам самим, уважаемые взрослые, необходимо очистить свою речь, а уж потом требовать от младшего поколения уважения к окружающим. Необходимо повысить собственную культуру общения, с тем, чтобы в кругу семьи и знакомых он слышал нормативную литературную лексику.

В старших классах, когда тебе шестнадцать или семнадцать лет от роду, жаргонизмы еще остаются в речи, но употребляются как эмоциональный всплеск или в анекдотах. В этом возрасте юноше необходимо понравиться девушке. И вряд ли уважающая себя девушка потерпит рядом с собой матерщинника. А если и понравиться, то она, как говорится, одного поля ягода с ним. Юношам необходимо говорить ежедневно, что к девушке нужно относиться с почтением и не общаться с ней на матерном языке. А девушкам помнить всегда о своей репутации и с достоинством оценивать собеседников.

И все-таки жаргонизмы липнут к нам. Мне кажется, что все заключается в следующем: эти слова, произнесенные эмоционально передают емкость сказанного выражения таким образом, что всем все ясно. А может, стоит спросить у сегодняшних молодых людей: хочу ли я, чтобы мои будущие дети общались со мной на жаргоне? Вряд ли мы услышим положительный ответ.

Давайте отучим ругаться наших детей! Вместе! Взрослые – родители и педагоги. Если мы не сделаем это сегодня, то завтра возможно уже будет поздно. Но прежде чем что-либо требовать от своих чад, давайте посмотрим сами на себя и прислушаемся к собственной лексике. Всегда ли она литературная и благородная.

Хачак Фатима Долетчериевна16.10.2013 8951 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Уважаемая Фатима Долетчериевна! Как Вы правы. Мат, оскорбления, грубость - наша материнская боль. Знаете, своим детям-старшеклассникам я сказала, что разрешу им ругаться, дебоширить, употреблять спиртные напитки, хамить, если они хоть раз услышат от меня мат, увидят меня в непотребном виде... Они не ругались, может быть, любили и любят меня, зная, что я их очень люблю и жалею... Спасибо за статью. Людмила Михайловна. smile smile smile
avatar