РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков мелкой моторики у детей с проблемами в развитии

Формирование навыков мелкой моторики у детей  с проблемами в развитии
Сашина Наталия Алексеевна
воспитатель реабилитационной группы
ГБУ АО «Реабилитационный центр для детей и подростков 
с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие», г. Астрахань

В настоящее время воспитатели сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: "Построй домик из кубиков”, "Собери башенку из колечек”, "Покорми куклу”.

Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Часто программы предполагают работу с детьми с нормальным развитием речи и движений, а одна из причин отставания детей в развитии в том, что у них в младшем возрасте мало или вообще отсутствует опыт общения с "правильными”, нужными игрушками.

Многие родители не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для её дальнейшего совершенствования.

Талантами нашей народной педагогики созданы игры "Ладушки”, "Сорока-Белобока”, "Коза-Рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук. Л.В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Изучив публикации о развитии мелкой моторики в работе с дошкольниками, мы выяснили, что во всех рекомендациях предлагается чаще включать их в педагогический процесс, поэтому в своей работе мы используем игры с пальчиками, игры с бросовым материалом, игры с мелкими предметами, игры с речевым сопровождением.

Повышая уровень развития мелкой моторики рук дошкольников – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – мы способствуем развитию внимания, памяти, связной речи, готовности руки к письму, умения логически рассуждать.
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Научить малыша говорить необходимо, при этом важно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе, поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте. Мы предлагаем следующие эффективные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

1. Рисование:

а) Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать цветок из открытки, животное с картинки и т.п.;

б) Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередине кусок. Затем расправьте лист и попросите малыша обвести прорубь и обнести ее забором, чтобы туда никто не упал. Если отверстие получится квадратное, можно попросить нарисовать дом так, чтобы окно находилось в центре;

в) Обведите любые вкладыши из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.

г) Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. ("Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда, Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет").

2. Аппликация: можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру) ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки.

3. Мозаика, раскраски, лепка, игры-шнуровки, игры с прищепками и так далее.

4. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

5. Игры с предметами:

а) Попросите ребенка выложить из веревочки контур домика;

б) Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т. д.;

в) На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее;

г) Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно;

д) «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно;

е) Ребенок собирает счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.;

ж) Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

В нашей группе дети с удовольствием занимаются в уголке по развитию мелкой моторики пальцев рук. Очень нравится игра «Помоги Золушке перебрать фасоль и горох», «Ниткопись» - дети выкладывают из ниток буквы, цифры на бархатной бумаге. Из геометрических фигур выкладывают узоры. Пришили пуговицы для упражнения в счёте до 10. На манной крупе все рисуют пальчиками.

Таким образом, мелкая моторика - это одна из основных форм обучения детей, способствующая развитию не только пальцев рук, но и вниманию, мышлению, воображению, развитию речи.

Библиографический список
1. Баряева Л.Б. Раз прищепка, два прищепка… Интересная игра // Дети с проблемами в развитии. 2004. №2
2. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. Руководство для родителей и специалистов. – М., 2009.
3. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М., 1976.
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.; Академия, 2000.

Сашина Наталия Алексеевна16.01.2014 16320 В помощь родителям
Всего комментариев: 0
avatar