РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования детей

Формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования детей

Автор: Лешина Юлия Викторовна

Реальность нашей жизни такова, что компьютер, интернет, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. Огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации. Простое игнорирование этого факта в лучшем случае никак не повлияет на образовательные успехи школьника, а в худшем случае оставит его позади тех учеников, которые обучаются с педагогом, ориентирующимся в мультимедийном пространстве и адекватно использующим его. Ведь помимо традиционных видов коммуникации все школьники сегодня активно используют новые: социальные сети, фотохостинги, паблик-журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет им получать информацию в любой момент времени и в любом месте.

В системе дополнительно образования дистанционное обучение или поддержка могут оказать существенное влияние на успех образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Поскольку свобода выбора способа получения знаний в этом случае и способов предъявления результатов своей деятельности существенно расширяют возможности обучающихся в выборе собственной образовательной траектории. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития их индивидуальных личностных интересов.

Формы дистанционной поддержки обучающихся.

Формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования детей известны и уже хорошо зарекомендовали себя. Это и пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта), это система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др), это онлайн консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, это обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные Интернет-порталы, система обмена мгновенными сообщениями, даже виртуальные лабораторные комплексы. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося.

Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в эту систему родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс обучения еще и процессом социального, культурного взаимодействия. Наличие специальных программ, электронных пособий, участие в вебинарах помогает педагогу выбрать удобную для себя форму работы. Адекватное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный процесс на новый уровень, который отличается конвергентностью2 и открытостью.

Свойства образовательного контента при организации дистанционной поддержки обучающихся.

Образовательный контент, который удовлетворит познавательные потребности школьника, должен обладать свойствами онлайновой среды: интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность. Иными словами, чтобы обучающийся был включен в процесс непрерывного образования, чтобы он мог, руководствуясь личными познавательными интересами в любое удобное время удовлетворять их, усваивать информацию и делать запросы, - мы должны предоставить ему не только книгу, текст, но и графику, видеоролик, шаблоны и примеры, задания и тесты прямо сейчас и здесь. То есть некий ресурс, в котором мы можем оперативно отвечать на его запросы, отслеживать его активность и поощрять результат. На первый взгляд эта задача кажется невыполнимой. Не может педагог каждую свободную минуту быть в центре внимания ученика с его запросами и отвечать на них оперативно и грамотно. На самом деле, роль педагога здесь – организаторская, консультативная. И если педагог ориентируется в мультимедийном пространстве, он легко найдет время для каждого ребенка и поможет ему дистанционно.

Личный блог педагога как мультимедийная среда обучения

Самым оптимальным способом организации такого контента является создание личного блога педагога. Онлайн общение с обучающимися может осуществляться через социальные сети, поскольку практически все школьники имеют аккаунты и страницы, завязанные на них. Оповещения об изменениях в блоге могут проходить через социальную сеть, а непосредственная дистанционная работа связана с личным блогом педагога. Блог педагога при грамотном подходе, тщательной технической организации – это уникальное мультимедийное пространство, которое представляет обучающимся, прежде всего, разнообразные возможности. Обучающиеся могут отслеживать новости и календарь событий, в которых можно принять участие, запрашивать и находить примеры и шаблоны заданий и упражнений, получать ссылки на тесты и упражнения, консультации по вопросам, видеть моментальное предъявление результата деятельности, получать оценку своей работы, как со стороны педагога, так и со стороны заинтересованных лиц. Это только поверхностный перечень возможностей, которые получает педагог и обучающийся, работающих в общем мультимедийном пространстве.

Кейс-технологии для дистанционной поддержки.

На более высоком уровне владения информационными технологиями педагог может применять кейс-технологии для дистанционной поддержки.

Суть кейс-технологии – это составление индивидуального плана работы, при котором каждый обучающийся получает кейс: пакет учебной учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. При изучении курса, обучающийся запрашивает помощь у педагога (электронная почта, соцсети), получает консультации, обращается к примерам в блоге, отправляет результаты своей работы педагогу для размещения в блоге.

При этом информационно-мультимедийное пространство позволяет использовать различные интерактивные задания, анимированные примеры, нелинейные формы работы через гиперссылки. Для оценки результатов обучающихся педагог может использовать в одних случаях онлайн-голосование, в других применять оценки по критериям, а в-целом представлять мониторинг в форме рейтинга. Внедрение данной технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, сохранить возможности разноуровневого дифференцированного обучения, дать обучающимся выбор среди возможностей усвоения материала (через текст, видео, онлайн-консультрование и другие формы).

Мультимедийная редакция как пример дистанционной формы поддержки обучающихся.

Если говорить более предметно о формах дистанционной поддержки обучающихся, нужно перейти к конкретным примерам использования информационных технологий и технологий модерации в современном образовательном процессе.

Примером, наиболее полно иллюстрирующим эффективность дистанционной работы и поддержки, является мультимедийная редакция учреждения дополнительного образования. Школьная редакция может быть создана на основе своего печатного издания (газеты) как конвергентная редакция СМИ. Сегодня мультимедийная направленность свойственна большинству известных и крупных СМИ, использующих возможности контента для самых разных групп потребителей.

Мультимедийная редакция учреждения дополнительного образования позволяет размещать мультимедийные публикации (видеоролики, созданные обучающимися, печатные статьи на основе видео-фотоматериалов, фотографии и слайд-шоу, анимацию, интерактивную графику, карты и другое). Разумеется, к созданию подобных материалов должны быть привлечены не только обучающиеся-журналисты, но и дети, изучающие современные компьютерные технологии, обучающихся творческих студий и другие.

Иными словами, в отличие от мультимедийных СМИ, где основным продуктом является мультимедийное видео, статья, опрос и любая другая форма журналистского произведения, в школьной мультимедийной редакции могут публиковаться и другие продукты творческой деятельности. Их можно «конвергировать» связать с журналисткой работой, чтобы не терять смысл и суть объединения «мультимедийная редакция». При этом журналисты получают непрерывный поток материалов для анализа и творческой переработки, учатся операторской, репортерской работе, постигают азы фотографии, верстки, получают возможность присылать в редакцию и размещать самостоятельно отснятые и написанные материалы, получать отзывы о своей работе.

Очная работа с педагогом, обсуждение публикаций, новостей, интерактивное групповое обучение, тренинги и мастер-классы дополняются работой в мультимедийной редакции и участием в выпуске печатного издания. Обучающиеся получают возможность публиковаться в интернет-СМИ и видеть материальное воплощение своей работы – газету. Мультимедийная редакция связывает все этапы работы педагога и обучающихся: от первых фотографий с тренинга знакомств до материалов, подготовленных на конкурсы (репортажей, интервью, статей, мультфильмов и фильмов). Существование единого информационного пространства – мультимедийной редакции, позволяет объединять обучающихся разных направленностей, интегрировать знания, получать метапредметных результаты образовательной деятельности. Редакция может предоставить пространство творческому продукту любого обучающегося, который через эту публикацию получает возможность интерактивной оценки, анализа, критики и опыта.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность каждому ребенку осуществлять свободное (субъектное) действие по решению жизненных проблем и дают новые способы деятельности, а инструменты и ресурсы сети Интернет несут в себе огромный обучающий потенциал для ребенка. Образование со временем станет более конвергентным, поэтому проникновение мультимедийного пространства в деятельность педагога – процесс закономерный.

Глоссарий:

  1. Контент - (от английского content - содержание) – это абсолютно любое информационно значимое либо содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Однако чаще всего контентом называют текстовое наполнение веб-сайта. В HTML-документе под контентом понимают часть служебной информации в одноименном поле. В этом поле размещают описание-резюме данного интернет-ресурса.
  2. Конвергентность – слияние
  3. Мультимедийность (мультимедиа) - это множественные информационные среды - интерфейсы, обеспечивающие ввод/вывод информации различных типов в компьютер, компьютерное создание, переработку и отображение информации различных уровней и структуры для восприятия различными органами чувств человека одновременно.

Список литературы:

  1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс].–Москва,2013.–136с.URL:http://alex-alex.ru (дата обращения: 06.03.2015)
  2. Бакулев Г.П. Конвергенция медиа и журналистика/Г.П.Бакулев–М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002.
  3. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. –М.: Издательство Юрайт, 2014.
  4. Мультимедийная журналистика: инструменты, опыт применения в пермских СМИ [Электронный ресурс]. http://vernsky.ru/pubs/5264/Multimediynaya_zhurnalistika_instrumenty_opyt_primeneniya_v_permskih_SMI (дата обращения: 06.03.2015)
  5. Что такое мультимедийная журналистика? Плоды медиареволюции [Электронный ресурс].- http://yenot-online.com/multi-media/ (дата обращения: 06.03.2015)
Лешина Юлия Викторовна22.12.2015 10870 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar