РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование электронно-образовательных ресурсов в музыкальном образовании

Использование электронно-образовательных ресурсов в музыкальном образо

Автор: Клименко Антонина Владимировна

Актуальность выбранной нами темы доклада определяется временем и новым информационным обществом, которое связанно с компьютерной техникой и необходимостью использования ее во всех областях человеческой деятельности.

Организация образовательной деятельности, успешное ее ведение, ее умелая резолюция, заинтересованность и увлеченность учащихся - одна из ведущих проблем настоящего времени. Но особую весомость она приобретает в сфере искусства, где без экспансивной увлеченности, невозможно достичь фактического успеха, сколько - бы не отдавать этому энергии и времени. Нужны условия и средства, которые могли бы решить вопросы организации занятий в школе. Музыкальный компьютер выступает инновационным, электронно-образовательным ресурсом в процессе музыкальной практики, музыкального обучения,– доступным, удобным и понятным, отчасти, незаменимым средством формирования музыкальности школьников. Оказать большую помощь, решить важные задачи, связанные с организацией образовательной деятельности в школе, помочь учителю, а так же стать средством для стимулирования учащихся посещать музыкальные занятия, кружки могут стать именно компьютерные системы и мультимедийные установки.

Определяя перспективы взаимодействия компьютера и музыканта, петербургский композитор Г.Г. Белов ещё десятилетие тому назад отмечал: «Безусловно, традиционное образование, которое получает юный музыкант в школе, лицее, училище и далее в вузе, ни в коем случае не подменяется компьютерными технологиями, но может быть ими усовершенствовано». Нами был изучены электронные пособия ряда авторов по применению музыкально-компьютерных технологий в системе образования. К примеру:
Национальный фонд подготовки кадров и авторский коллектив педагогов - исследователей, а именно Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, создали информационный источник сложной структуры - ИИСС, с целью информатизации системы образования.

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на Государственный образовательный стандарт (ФГОС), каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.

Данный источник, рассматривает использование музыкально-компьютерных технологий, в музыкальном образовании и предстоящей музыкально-творческой деятельности (к примеру: внедрение и использование нового материала на уроках музыки и самостоятельно-индивидуальная творческая деятельность учащихся во внеурочной деятельности. ИИСС заключает совокупность следующих обучающих источников:

  • ассортимент информативных справочников (обновленных в хранилище составляющих), заключающий аудио и видеофрагменты, тексты, иллюстрации, анимации и тому подобное, обеспеченный складной навигацией для поиска интересующих наработок и их подбора с целью применения в будущем;
  • прототип уроков (разработанные «лекции»), которые предполагают авторские версии и теоретические аспекты, а также задания и творческие изложения;
  • -инструментальные возможности в помощь поддержанию собственных траекторий уроков (возникают на основе ресурсов, использующихся в наработках ИИСС и с применением ресурсов, накопленных или подготовленных в процессе творческой работы учителем);
  • комплекс технологических наработок, обобщенных методов работы и примерами уроков, зафиксированных в ИИСС, а также инструкции (или ссылки согласованные с печатными и электронными изданиями), по применению музыкальных программ, уготовленных для работы с цифровой музыкой. Разработанное мультимедийное пособие заключает в себе два основных раздела.

Первый раздел называется «На пути к музыкальному компьютеру». Он располагает сведения и компоненты уроков по темам, предназначен для музыкального творчества школьников, в традиционном и компьютерном представлении.

Второй раздел называется «Компьютерные уроки композиции и аранжировки». Этот раздел предназначен для изучения и использования на практике традиционных музыкально-компьютерных программ для создания и обработки цифровой музыки.

Использование данного источника в образовательном процессе, действенно облегчает и улучшает качество изучения ряда повсеместных музыкальных дисциплин, преподаваемых в музыкальных школах, лицеях, в домах творчества, абстрагирует и синтезирует полученные знания на уроках музыки, основательно и веско расширяет круг теоретических и практических воззрений учащихся. Применение представленного источника на практике, послужит толчком для конфигурации знаний о музыкально - компьютерных технологиях, записи компьютерной аранжировки, редактирования нотного текста, композиции, студийной работы, а также при записи вокала в вокальных кружках. ИИСС формирует знания в области электронного звука и системных представлений, о возможностях развития музыкального искусства в целом; потребности учащихся в музыкальном образовании, в том числе с использованием музыкального компьютера; расширению возможностей профессиональной ориентации учащихся в сфере музыкального образования.

В настоящее время уже существуют необходимые программные ресурсы, для обеспечения обучения игры на таком инструменте как музыкальный компьютер. С помощью таких средств, школьники с легкостью и не особым старанием овладеют каким-либо музыкальным инструментом до определенного уровня (самый популярный среди учащихся вид - гитара, фортепиано, синтезатор + работа с VST инструментами).

Написание в специализированных музыкальных программах слухового диктанта, позволяет тренироваться в распознании и определении интервалов, нот и гамм, упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты вокальной интонации. Музыкальная викторина, основанная на музыкальной литературе, иллюстрированных справочниках, содержащая звуковые файлы музыкальных произведений, краткую биографию соответствующих композиторов и музыкантов, послужит тренировочным материалом, для приобретения и закрепления уже имеющихся знаний в области музыки. Специализированные программы служат средством для тренировки музыкальных навыков в сфере аранжировки, инструментовки и композиции. Усовершенствованные программы для редактирования фото и видео монтажа, которые позволяют учащимся увидеть свои выступления на телевидении, программы для записи голоса и многие другие возможности.

Рассмотрим электронно-образовательные ресурсы, которые можно использовать в общеобразовательных школах, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности:

Музыкальные редакторы (MIDI редакторы, нотные редакторы, редакторы табулатур, программные синтезаторы, свободные музыкальные редакторы)
Adobe Audition - инструментарий для «перелистывания» аудио-файлов, а так же для обработки аудио и видеопродукции. Программа предоставляет абсолютные возможности микширования, редактирования, создания мастер-копий и обработки звуковых спецэффектов. Продукт объединяет гибкость технологического процесса с крайней элементарностью в применении и позволяет создавать разнообразную аудио-продукцию высшего качества. Это полноценная студия звукозаписи, оснащенная гибкими и простыми в использовании инструментами. Музыкальные редакторы включают следующую комбинацию функций: запись, импорт, воспроизведение, сохранение, редактирование файлов, копирование, вырезание, микширование, инвертирование, реверс, реверберация, эхо, хорус, дилей, флэн-жер, вибрато, эквалайзер, компрессия, сдвиг высоты тона и др.

Программы - нотаторы, для написания нотного текста - Finale, Sibelius, служат для такого вида деятельности, как восприятие музыки и изучение музыкальной грамотности. С помощью таких программ, учащиеся могут увидеть «звучащую» партитуру и постепенно отойти от пассивного восприятия нотного текста соответствующего аудиоматериала, к активному осмыслению и изучению созвучности нотных обозначений и самого звучания.

Музыкальные мультимедиа учебники и энциклопедии, позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: литература, живопись, музыка, народные промыслы, архитектура. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: литература, живопись, музыка, народные промыслы, архитектура.

В структуре энциклопедий, выделяются следующие разделы:

  1. Экскурсии по странам, как в графическом, так и в дикторском виде. Музыкальные инструменты являются фоном изображения, пейзаж, элементы исторического костюма, предметы национального быта, и т.п.
  2. Информация о композиторах, произведениях, исполнителях с изображениями, портретами, анимацией, видеофрагментами, звуковым сопровождением.
  3. Викторина - для проверки знаний относительно полученных в ходе работы с энциклопедией.
  4. Важнейшие события музыкальной жизни представлены в виде хронологии.

Программы-тренажеры (они предназначены для отработки различных навыков). помогают школьникам освоить какой-то определенный навык и закрепить его. Например, программа-тренажёр слуха EarMaster.School. Это сильный тренажёр для развития и тренировки музыкального слуха. Начав с простых упражнений и продвигаясь к более сложным, ученик, может научиться определять высоту нот, различать интервалы, аккорды, разовьет чувство ритма. В программе заложены курсы обучения, адаптированные к различным инструментам. Предлагаются развивающие упражнения и другие полезные вещи, которые помогут как ученикам младших классов, только что взявшим в руки инструмент, так и музыкантам со стажем, чтобы не терять форму. Особенно полезны для преподавателей музыкальных дисциплин в школах и музыкальных классах многопользовательские и сетевые режимы, встроенные в эту программу.

Игровые программы представляют особый интерес, ведь они очень разнообразны по смыслу, структуре и форме (например, интеллектуальные логические игры на поиск связей, закономерностей, словотворчество), особенно актуальны в применении младших классов. К примеру: «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики», где школьники определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Особый интерес вызывает программа с игровыми элементами под названием «Cartoon Classics» в переводе с английского «Классическая музыка из мультфильмов». Школьникам необходимо с помощью героев мультфильмов и музыки, которая звучит, назвать мультфильм и автора музыки. Такие программы помогают активизировать внимание учеников, больше прослушать разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программе, позволяет сделать ее не скучной и интригующей. Эта программа представляет особый интерес в связи с тем, что дает возможность школьникам познакомиться с культурой англоязычных стран, их традициями, музыкой, стилями и т.п.

Программы-музыкальные конструкторы просты в обращении, и не требуют специальных знаний. К примеру: «Музыкальный класс» есть замечательный «Киберсинтезатор», позволяющий, создать собственное произведение в одном из современных стилей.

Программы для пения караоке. Караоке - в переводе с японского языка - «пустой оркестр», в настоящее время эта программа получила широкую популярность. В результате использования караоке могут появиться лучшие образцы киномузыки, современной эстрады. Более интенсивно будет формироваться музыкальный вкус учащихся и их исполнительских способностей. Караоке, способно заменить стандартное музыкальное сопровождение песни, на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра. Особая роль принадлежит использованию микрофона. Учащимся нравится чувствовать себя настоящим артистом. Это может стать дополнительным стимулом, если проводить подобную работу в системе (запевают, берут микрофон - всегда «лучшие»). Еще один методический прием использования караоке – конкурсное исполнение – «кто лучше споет». Оценка исполнения должна учитывать и реакцию класса, и оценку самой системы. Кроме того с помощью караоке, можно провести целый ряд музыкально-педагогических игр. В настоящее время разработаны многочисленные караочные программы, под названиями Vocal Jam, Galakar, Vanbasco, karaoke player, Karaoke Universe, KarMaker.

Любая из рассмотренных программ, санкционирует в комплексе с базовыми задачами музыкального обучения школьников, и может использоваться преподавателем на разных стадиях обучения.

Использование музыкально-компьютерных технологий, электронно- образовательных ресурсов, музыкальных программ, внесет в образовательную деятельность свои коррективы, в частности, положительные: обучение повлечет увлеченность и интерес учащихся, будут способствовать развитию музыкальности, так как учащиеся будут «слышать» и «воспринимать» музыку, звуки, записывать свое исполнение, анализировать его и находить ошибки, самостоятельно создавать аранжировки, записывать вокал на CD диск, с последующим прослушиванием и оцениванием своего творчества, со временем научатся делать видео и фото - монтаж, и многое другое, появится возможность увидеть себя на телевидении.

Таким образом, использование электронно-образовательных ресурсов, призваны облегчить и усовершенствовать творческую деятельность, как учителей, так и школьников.

Клименко Антонина Владимировна29.02.2016 8140 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar